Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" декабря 2019 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России (..).; членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (..), заместителя начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (..), рассмотрев дело N 077/01/11-6546/2019 по признакам нарушения ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887 (адрес нахождения: ул. Часовая, д. 30, этаж 1, под. 1, пом. VII, офис, 2, г. Москва, 125315) и ООО "Автокоординатор" ИНН 7703760128, ОГРН 5117746042794 (адрес нахождения: 1-й Магистральный тупик, д. 5, стр. 15, пом. 1, комн. 1, г. Москва, 123290) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах,
в присутствии на заседании представителя ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" - (..) (доверенность от 17.09.2019, ),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения анализа участия ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" послужило обращение Управление ФСБ России по городу Москве и Московской области (вх. от 04.07.2019 N 37048/19) в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление), в котором содержалась информация о признаках заключения картельного соглашения между ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" при проведении электронных аукционов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании приказа Управления от 07.08.2019 N 180 в отношении ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" было возбуждено дело N 077/01/11-6546/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения дела послужило выявление признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в сведениях, полученных в ответ на запрос Управления от 09.07.2019 N ЕП/34156/19 от ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговая площадка), в ходе проведения электронного аукциона с реестровым N 0173100017717000019.
В ходе рассмотрения дела ответчикам направлялись следующие документы:
копия приказа о возбуждении дела N 077/01/11-6546/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (от 08.08.2019 N ЕП/39952/19 и от 08.08.2019 N ЕП/39953/19);
копия определения о назначении дела N 077/01/11-6546/2019 к рассмотрению (исх. от 21.08.2019 N НП/42642/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 (исх. от 20.09.2019 N 48454/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 (исх. от 23.10.2019 N ЕП/55540/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 (исх. от 28.11.2019 N ЕП/63967/19).
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 (исх. от 11.12.2019 N ЕП/67496/19);
копия заключения об обстоятельствах дела N N 077/01/11-6546/2019 (исх. от 11.12.2019 N ЕП/67494/19).
Все вышеперечисленные документы были направлены ответчикам по адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места их нахождения.
В ходе рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 Комиссией были проанализированы сведения, представленные Торговой площадкой, и установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.12.2017 Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым N 0173100017717000019, предметом которого являлось оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю транспортными средствами в 2018 году.
ООО "Автокоординатор" в ходе аукциона, воздержалось от подачи ценовых предложений, тем самым отказалось от конкурентной борьбы с ООО "Аксон", подавшим одно ценовое предложение. В результате снижение по рассматриваемому аукциону составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
НМЦК составила 2 764 000,00 руб.
Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижении и участниках сведены в таблицу N 1 (по составу участников).
4
Таблица N 1
Реестровый номер торгов |
Предмет |
Заказчик |
НМЦК |
Дата опубликования |
Дата проведения |
Победитель |
ЦП победителя |
Снижение, % |
Участник |
ЦП других участников |
Снижение, % |
0173100017717000019 |
оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю транспортными средствами в 2018 году |
Межрегиональная инспекция ФНС России по камеральному контролю |
2 764 000,00 |
29.12.2017 |
15.01.2018 |
ООО "Аксон" |
2 750 180,00 |
0,5 % |
ООО "Автокоординатор" |
не подавал |
0 % |
5
Вышеуказанный аукцион состоялся 15.01.2018, по итогам которого ООО "Аксон" был заключен контракт на сумму 2 750 180,00 руб.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок ответчиками, а также подписание контракта ООО "Аксон" осуществлялось с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в таблицу N 2).
Таблица N 2
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ценовых предложений |
IP-адрес при подписании контракта |
Дата и время подачи заявки |
0173100017717000019 |
ООО "Аксон" |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
11.01.2018 22:56 |
ООО "Автокоординатор" |
87.249.7.234 |
|
|
11.01.2018 23:00 |
Также Комиссией установлено, что заявки в рамках рассматриваемого аукциона были поданы ответчиками в один день, с разницей во времени 4 минуты, при том что согласно извещению заявки могли подаваться в период с 29.12.2017 по 12.01.2018 .
Согласно сведениям, указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, фактическим местонахождением ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" являлись следующие адреса соответственно:
- ул. Часовая, д. 30, этаж 1, под. 1, пом. VII, офис, 2, г. Москва, 125315;
- 1-й Магистральный тупик, д. 5, стр. 15, пом. 1, комн.1, г. Москва, 123290.
Таким образом, в период проведения рассматриваемого аукциона ответчики находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемом аукционе, такие, как подача заявок, ценовых предложений и подписание контракта, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом 87.249.7.234.
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в электронном аукционе с реестровым N 0173100017717000019 с одних и тех же IP-адресов, установлено совпадение учетных записей, на которых создавались файлы заявок поданные ответчиками для участия в аукционе, а также дат создания и изменения файлов. (данные сведены в Таблицу N 3).
6
Таблица N 3
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
Наименование файла |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания |
Дата и время изменения |
0173100017717000019 |
ООО "Аксон" |
Заявка |
Стрельцова Ирина Геннадьевна |
Аукцион |
11.01.2018 22:50 |
11.01.2018 22:56 |
ООО "Автокоординатор" |
Конкретные показатели |
Стрельцова Ирина Геннадьевна |
|
11.01.2018 23:00 |
11.01.2018 23:00 |
|
Согласие и декларация |
Аукцион |
|
11.01.2018 22:56 |
11.01.2018 22:58 |
Также Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались файлы "Заявка" и "Конкретные показатели", поданные ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" соответственно, для участия в рассматриваемом аукционе, совпадают с учетной записью файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Однако, учетная запись изменившая файл "Заявка", поданный ООО "Аксон" совпадает с учетной записью создавшей файл "Согласие и декларация", поданный ООО "Автокоординатор".
Совпадение учетной записи, с помощью которой изменялся файл "Заявка", поданный ООО "Аксон" с учетной записью создавшей файл "Согласие и декларация, поданный ООО "Автокоординатор" для участия в рассматриваемом аукционе, а также совпадение даты создания и изменения таких файлов заявок, свидетельствует о том, что ответчики координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками, осуществлялся в целях допуска ответчиков до аукциона.
Кроме того следует отметить, что при проведении рассматриваемого электронного аукциона один из ответчиков не подавал ценовых предложений, то есть ответчики создавали видимость конкуренции по отношению друг к другу.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
7
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 077/01/11-6546/2019 ООО "Аксон" (вх. от 25.11.2019 N 68246/19 и от 09.12.2019 N 71831/19) первым представило заявление о том, что при участии в рассматриваемом Комиссией электронном аукционе было заключено устное соглашение с ООО "Автокоординатор", предусматривающее совместное участие в электронном аукционе с реестровым N 0173100017717000019. В частности в заявлении было указано, что ООО "Аксон" предложило ООО "Автокоординатор" принять участие в указанном аукционе и подать заявку. В случае допуска ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" к указанному аукциону, предполагалось, что ценовое предложение будет исходить от ООО "Аксон", а ООО "Автокоординатор" свое ценовое предложение сможет подать только в том случае, если заявка ООО "Аксон" будет отклонена. Заявки от имени обществ подавались из офиса и с компьютера ООО "Аксон".
Также ООО "Аксон" дополнительно пояснило, что в случае победы ООО "Аксон" на торгах с реестровым N 0173100017717000019, ООО "Аксон" заключит договор с ООО "Автокоординатор" по мойке автомобилей.
ООО "Автокоординатор" также представила информацию (вх. от 26.11.2019 N 68895/19 и от 09.12.2019 N 71834/19), в которой указала, что в декабре 2017 года генеральный директор ООО "Аксон" предложил руководителю ООО "Автокоординатор" принять участие в электронном аукционе с реестровым N 0173100017717000019 и в ходе торгов осуществлять действия в части ценовых предложений, только в том случае, если заявка ООО "Аксон" будет отклонена. Представленная информация ООО "Автокоординатор" подтверждает информацию, ранее представленную ООО "Аксон" о наличии договоренностей между ответчиками в ходе проведения электронного аукциона с реестровым N 0173100017717000019.
При этом ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" также сообщено, что они отказались от участия в указанном соглашении и представили копии писем в адрес друг друга, об отказе участия в указанном соглашении.
Таким образом, сведения, изложенные в заявлениях ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор", и установленные Комиссией обстоятельства по делу, свидетельствуют о наличии заключённого устного картельного соглашения в отношении аукциона с реестровым N 0173100017717000019, реализация которого привела к поддержанию цены на торгах и позволила ООО "Аксон" заключить контракт по цене 2 750 180,00 руб.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на электронном аукционе с реестровым N 0173100017717000019 установлено следующее:
Временной интервал исследования определен периодом с 29.12.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона N 0173100017717000019) по 15.01.2018 включительно (дата проведения аукциона N 0173100017717000019).
8
Предметом Аукциона являлось:
оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю транспортными средствами в 2018 году:
Срок оказания услуг:
Начало: 1 февраля 2018 года
Окончание: 31 декабря 2018 года.
Объем оказания услуг включает в себя:
Оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Межрегиональной инспекцией ФНС России по камеральному контролю транспортными средствами в 2018 году.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционе N 0173100017717000019 входили - ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор", которые в период проведения Аукциона являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте ФНС России, а также документам, содержащимся в материалах дела, установлено, что ответчики не входят в одну группу лиц (на дату проведения рассматриваемого аукциона и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукциона с реестровым N 0173100017717000019 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающий принципам конкуренции, подтверждающихся совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств по делу N 077/01/11-6546/2019, в частности:
использование единой инфраструктуры (подача заявок, ценовых предложений и подписание конракта ответчиками с использованием одного и того же IP-адреса) в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
9
использование единых учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, а также совпадение дат и времени создания файлов, поданных ответчиками в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
отказ ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" в ходе аукциона с реестровым N 0173100017717000019 от конкурентной борьбы друг с другом;
представление ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" заявлений о заключении между ними устного картельного соглашения, запрещенного в соответствии с Законом о защите конкуренции и приложенных к ним документов,
приходит к выводу о том, что ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе с реестровым N 0173100017717000019.
Доход ООО "Аксон" (согласно ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам электронного аукциона с реестровым N 0173100017717000019 состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 2 750 180,00 руб.
Доход ООО "Автокоординатор", полученный по результатам электронного аукциона с реестровым N 0173100017717000019, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Комиссией не установлен.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "Аксон" и ООО "Автокоординатор" также не установлен.
Возражений и дополнений на направленное ООО "Аксон", ООО "Автокоординатор" заключение об обстоятельствах дела (исх. от 11.12.2019 N ЕП/67494/19) ответчиками не представлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39,
частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887 и ООО "Автокоординатор" ИНН 7703760128, ОГРН 5117746042794 нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе с реестровым N 0173100017717000019, предметом которого являлось оказание услуг по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов.
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887 и и ООО "Автокоординатор" ИНН 7703760128, ОГРН 5117746042794 предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и
10
нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 077/01/11-6546/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения в отношении ООО "Автокоординатор" ИНН 7703760128, ОГРН 5117746042794 административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии (..)
Члены Комиссии (..)
(..)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2019 г. N 077/01/11-6546/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019