Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" декабря 2019 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России (...); членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (...), заместителя начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (...) рассмотрев дело N 077/01/11-6592/2019 по признакам нарушения ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887 (адрес нахождения: ул. Часовая, д. 30, этаж 1, под. 1, пом. VII, офис, 2, г. Москва, 125315), ООО "Автовела" ИНН 7734735918, ОГРН 5147746282514 (адрес нахождения: ул. Ермакова роща, д. 7 А, стр. 2, пом. 1, пом. 128, г. Москва, 123290) и (...) ИНН 504406467742, ОРГНИП 314504429600043 (адрес нахождения: ул. Большевистская, д. 4, корп. 16, кв. 46, г. Солнечногорск, 141503) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах,
в присутствии на заседании представителя ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) (доверенности от 17.09.2019, от 18.12.2019 и от 18.12.2019),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения анализа участия ООО "Аксон" и ООО "Автовела" и (...) послужило обращение Управление ФСБ России по городу Москве и Московской области (вх. от 04.07.2019 N 37048/19) в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление), в котором содержалась информация о признаках заключения картельного соглашения между ООО "Аксон" и ООО "Автовелла" при проведении электронных аукционов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с письмом ФАС России исх. от 12.09.2019 N АД/79753/19 (вх. от 12.09.2019 N 51999-ЭП/19) Управление было наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО "Аксон" и ООО "Автовела" и (...).
На основании приказа Управления от 07.08.2019 N 181 в отношении ООО "Аксон" и ООО "Автовела" и (...) было возбуждено дело N 077/01/11-6592/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения дела послужило выявление признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в сведениях, полученных в ответ на запрос Управления от N ЕП/34156/19 от ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговая площадка), в ходе проведения электронного аукциона с реестровым N 0173100016718000017.
В ходе рассмотрения дела ответчикам направлялись следующие документы:
копия приказа о возбуждении дела N 077/01/11-6592/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (от 08.08.2019 N ЕП/39947/19, от 08.08.2019 N ЕП/39949/19 и от 08.08.2019 N ЕП/39950/19);
копия определения о назначении дела N 077/01/11-6592/2019 к рассмотрению (исх. от 21.08.2019 N НП/42643/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6592/2019 (исх. от 20.09.2019 N 48455/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6592/2019 (исх. от 23.10.2019 N ЕП/55541/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6592/2019(исх. от 28.11.2019 N ЕП/63968/19);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-6592/2019(исх. от 11.12.2019 N ЕП/67495/19);
копия заключения об обстоятельствах дела N 077/01/11-6592/2019 (исх. от 11.12.2019 N ЕП/ЕП/67493/19).
Все вышеперечисленные документы были направлены ответчикам по адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места их нахождения.
В ходе рассмотрения дела N 077/01/11-6592/2019 Комиссией были проанализированы сведения, представленные Торговой площадкой, и установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.12.2018 Судом по интеллектуальным правам был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым N 0173100016718000017, объектом которого являлось оказание услуг по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов.
В ходе аукциона всеми ответчиками было подано по одному ценовому предложению,наиболее низкую цену предложило ООО "Аксон", остальные два участника ООО "Автовела" и (...) воздержались от дальнейшей подачи ценовых предложений, тем самым отказались от конкурентной борьбы с ООО "Аксон", подавшим одно ценовое предложение. В результате снижение по рассматриваемому аукциону составило 3 % от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
НМЦК составила 7 989 818,00 руб.
Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижении и участниках сведены в таблицу N 1 (по составу участников).
4
Таблица N 1
Реестровый номер торгов |
Предмет |
Заказчик |
НМЦК |
Дата опубликования |
Дата проведения |
Победитель |
ЦП победителя |
Снижение, % |
Участник |
ЦП других участников |
Снижение, % |
0173100016718000017 |
оказание услуг по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов |
Суд по интеллектуальным правам |
7 989 818,00 |
04.12.2018 |
24.12.2018 |
ООО "Аксон" |
7 750 123,46 |
3 % |
ООО "Автовела" |
7 790 072,55 |
2,5 % |
(...) |
7 830 021,64 |
2,0 % |
5
Вышеуказанный аукцион состоялся 24.12.2018, по итогам которого ООО "Аксон" был заключен контракт на сумму 7 750 123,46 руб.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок ответчиками, а также подписание контракта ООО "Аксон" осуществлялось с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в таблицу N 2).
Таблица N 2
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ценовых предложений |
IP-адрес при подписании контракта |
Дата и время подачи заявки |
0173100016718000017 |
ООО "Аксон" |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
20.12.2018 20:34 |
ООО "Автовела" |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
|
20.12.2018 21:02 |
|
(...) |
87.249.7.234 |
87.249.7.234 |
|
20.12.2018 20:40 |
Также Комиссией установлено, что заявки в рамках рассматриваемого аукциона были поданы ответчиками в один день, с разницей во времени от 6 до 28 минут, при том что согласно извещению заявки могли подаваться в период с 04.12.2018 по 21.12.2018.
Согласно сведениям, указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, фактическим местонахождением ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) являлись следующие адреса соответственно:
ул. Часовая, д. 30, этаж 1, под. 1, пом. VII, офис, 2, г. Москва, 125315;
ул. Ермакова роща, д. 7 А, стр. 2, пом. 1, пом. 128, г. Москва, 123290;
(...).
Таким образом, в период проведения рассматриваемого аукциона ответчики находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемом аукционе, такие, как подача заявок, ценовых предложений и подписание контракта, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом 87.249.7.234.
6
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017 с одних и тех же IP-адресов, установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись
файлы заявок, а также даты создания и изменения файлов. (данные сведены в Таблицу N 3).
Таблица N 3
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
Наименование файла |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания |
Дата и время изменения |
0173100016718000017 |
ООО "Аксон" |
Первая часть заявки |
Пользователь Windows |
Аукцион |
20.12.2018 20:19 |
20.12.2018 20:22 |
Декларация аксон |
Аукцион |
Аукцион |
29.03.2017 14:48 |
29.11.2018 12:09 |
||
ООО "Автовела" |
Заявка |
Пользователь Windows |
Аукцион |
20.12.2018 12:30 |
20.12.2018 20:18 |
|
Декларация автовела |
Аукцион |
sales3 |
29.03.2017 14:41 |
29.03.2017 14:48 |
||
(...) |
Аутсорсинг Суда по Интеллектуальным Правам |
Пользователь Windows |
- |
20.12.2018 20:24 |
20.12.2018 20:24 |
|
Декларация |
sales3 |
sales3 |
02.12.2016 16:13 |
29.03.2017 15:38 |
Также Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись файлы, поданные ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) для участия в рассматриваемом аукционе, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Совпадение учетных записей, на которых создавались/изменялись файлы заявок, дат создания/изменения таких файлов, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукцион.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками, осуществлялся в целях допуска ответчиков до аукциона.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к электронному аукциону возможно только в случае
кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
7
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 077/01/11-6592/201 ООО "Аксон" (вх. от 25.11.2019 N 68417/19 и от 09.12.2019 N 71830/19) первым представило заявление о том, что при участии в рассматриваемом Комиссией электронном аукционе было заключено устное соглашение с ООО "Автовела" и(...) ающее совместное участие в электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017. В частности в заявлении было указано, что в ходе проведения аукциона с реестровым N 0173100016718000017 ООО "Аксон" предложило ООО "Автовела" и (...) принять участие в указанном аукционе, подавать заявки от их имени из офиса и с компьютера ООО "Аксон". Также ООО "Аксон" определило для ООО "Автовела" и (...) размер понижения цены и, что последнее ценовое предложение будет подавать ООО "Аксон".
Также ООО "Аксон" дополнительно представила пояснения, в которых говорится, что (...), являясь сотрудником ООО "Аксон", зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. За участие (...) в аукционе с реестровым N 0173100016718000017 ООО "Аксон" обещало пользоваться услугами ИП Березкин Александр Викторович по мойке автомашин. Также ООО "Аксон" настаивало на участии ООО "Автовела" в электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017.
ООО "Автовела" также представила информацию (вх. от 26.11.2019 N 68893/19 и от 09.12.2019 N 71833/19), что руководитель ООО "Аксон" обратился к генеральному директору ООО "Автовела" с предложением принять участие в электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017 и не предлагать цену ниже цены, предложенной ООО "Аксон".
ИП Березкин Александр Викторович также представил информацию (вх. от 26.11.2019 N 68894/19 и от 09.12.2019 N 71832/19), в которой указал, что в декабре 2018 года генеральный директор ООО "Аксон" предложил (...) принять участие в электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017 и не предлагать цену ниже цены, предложенной ООО "Аксон".
При этом в заявлениях ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) также сообщено, что они отказались от участия в указанном соглашении и представили копии писем в адрес друг друга, об отказе участия в указанном соглашении.
Таким образом, сведения, изложенные в заявлениях ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...), подтверждают установленные Комиссией обстоятельства по делу, свидетельствуют о наличии заключённого устного картельного соглашения в отношении аукциона с реестровым N 0173100016718000017, реализация которого
8
привела к поддержанию цены на торгах и позволила ООО "Аксон" заключить контракт по цене 7 750 123,46 руб.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на электронном аукционе с реестровым N 0173100016718000017 установлено следующее:
Временной интервал исследования определен периодом с 04.12.2018 (дата размещения извещения о проведении аукциона N 0173100016718000017) по 24.12.2018 включительно (дата проведения аукциона N 0173100016718000017).
Предметом Аукциона являлось:
оказание услуг по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов:
Срок оказания услуг:
Начало: 9 января 2019 года.
Окончание: 31 декабря 2019 года.
Объем оказания услуг включает в себя:
Оказание комплекса автотранспортных услуг.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционе N 0173100016718000017 входили - ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...), которые в период проведения Аукциона являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте ФНС России, а также документам, содержащимся в материалах дела, установлено, что ответчики не входят в одну группу лиц (на дату проведения рассматриваемого аукциона и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукциона с реестровым N 0173100016718000017 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающий принципам конкуренции, подтверждающихся совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
9
На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств по делу N 077/01/11-6592/2019, в частности:
использование единой инфраструктуры (подача заявок, ценовых предложений и подписание конракта ответчиками с использованием одного и того же IP-адреса) в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
использование единых учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, а также совпадение дат и времени создания файлов, поданных ответчиками в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
отказ ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) в ходе аукциона с реестровым N 0173100016718000017 от конкурентной борьбы друг с другом;
представление ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) заявлений о заключении между ними устного картельного соглашения, запрещенного в соответствии с Законом о защите конкуренции и приложенных к ним документов,
приходит к выводу о том, что ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе с реестровым N 0173100016718000017.
Доход ООО "Аксон" (согласно ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам электронного аукциона с реестровым N 0173100016718000017 состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 7 750 123,46 руб.
Доход ООО "Автовела", полученный по результатам электронного аукциона с реестровым N 0173100016718000017, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Комиссией не установлен.
Доход (...), полученный по результатам электронного аукциона с реестровым N 0173100016718000017, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Комиссией не установлен.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) также не установлен.
Возражений и дополнений на направленное ООО "Аксон", ООО "Автовела" и (...) заключение об обстоятельствах дела (исх. от 11.12.2019 N ЕП/67493/19) ответчиками не представлено. При этом ответчиками были представлены свои согласия с выводами Комиссии изложенными в заключении по делу N 077/01/11-6592/2019.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39,
частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
10
РЕШИЛА:
Признать ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887, ООО "Автовела" ИНН 7734735918, ОГРН 5147746282514 и (...) ИНН 504406467742, ОРГНИП 314504429600043 нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе с реестровым N 0173100016718000017, предметом которого являлось оказание услуг по обычному (текущему) техническому обслуживанию легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов.
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "Аксон" ИНН 7743529855, ОГРН 1047796405887, ООО "Автовела" ИНН 7734735918, ОГРН 5147746282514 и (...) ИНН 504406467742, ОРГНИП 314504429600043 предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 077/01/11-6592/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения в отношении ООО "Автовела" ИНН 7734735918, ОГРН 5147746282514 и (...) ИНН 504406467742, ОРГНИП 314504429600043 административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии (...)
Члены Комиссии (...)
(...)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2019 г. N 077/01/11-6592/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019