Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 20 июня 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2019 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - "_" заместитель руководителя управления - начальник контрольного отдела; члены Комиссии - "_", начальник отдела контроля органов власти; "_", главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело N11-16-19, возбужденное в отношении администрации поселка Балахта Балахтинского района Красноярского края "_" (далее - администрация п. Балахта) и общества с ограниченной ответственностью "Идеал-Строй" "_" (далее - ООО "Идеал-Строй") по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), руководствуясь частью 13 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции",
в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Балахтинского района Красноярского края "_" о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства действий администрации п. Балахта по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, расположенных на территории поселка Балахта без проведения публичных процедур.
По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях администрации п. Балахта и ООО "Идеал-Строй" признаков нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в достижении антиконкуретного соглашения путем заключения муниципальных контрактов N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018 без проведения публичных процедур, приказом Красноярского УФАС России N27 от 01.02.2019 возбуждено настоящее дело.
Определением от 15.02.2019 о назначении дела N 11-16-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены администрация п.Балахта и ООО "Идеал-Строй", в качестве заявителя прокуратура Балахтинского района Красноярского края, а рассмотрение дела назначено на 15 марта 2019 года.
15 марта 2019 года дело N11-16-19 рассмотрено в присутствии Главы п.Балахта Балахтинского района Красноярского края "_", представителя администрации поселка Балахта (по доверенности N24АА2171675 о 25.02.2016), заявивших ходатайство о привлечении в дело в качестве заинтересованного лица Министерства строительства Красноярского края, в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела.
Определением от 15.03.2019 об отложении рассмотрения дела N11-16-19 к участию в рассмотрении дела привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство строительства Красноярского края, рассмотрение дела отложено на 07 мая 2019 года.
07 мая 2019 года дело N11-16-19 рассмотрено в присутствии представителя Министерства строительства Красноярского края заместителя министра строительства Красноярского края "_", в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Определением от 07.05.2019 об отложении рассмотрения дела N11-16-19 рассмотрение дела отложено на 20 июня 2019 года, срок рассмотрения дела продлен до 15.11.2019.
При рассмотрении дела N11-16-19 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Администрацией п. Балахта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" издано Постановление N271 от 12.10.2017 об утверждении муниципальной программы "Формирование комфортной городской (сельской) среды муниципального образования поселок Балахта Балахтинского района Красноярского края" (далее - муниципальная программа).
Министерством строительства Красноярского края и Администраций Балахтинского района Красноярского края заключено соглашение о предоставлении в 2018 году субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ формирования современной городской среды N04604000-1-2018-001 от 30 марта 2018 года (далее - Соглашение).
В соответствии с приложением N2 к Соглашению предусмотрено распределение бюджетных ассигнований из краевого бюджета бюджету пгт. Балахта на 2018 год в размере 2942094 рублей.
В ходе реализации вышеназванной муниципальной программы между администрацией п.Балахта и ООО "Идеал-Строй" были заключены следующие муниципальные контракты (Таблица 1):
Таблица 1. Муниципальные контракты, заключенные между Администрацией поселка Балахта и ООО "Идеал-Строй".
п/п |
Номер и дата контракта |
Предмет |
Объект |
Цена |
1 |
N56 от 16.07.2018 |
устройство щебеночного покрытия дворовой территории МКД |
ул. Садовая, 5, пгт. Балахта |
84468,65 |
2 |
N58 от 16.07.2018 |
устройство асфальтового покрытия на дворовой территории МКД |
ул. 60 лет Октября, 14, пгт. Балахта |
80109,02 |
3 |
N59 от 16.07.2018 |
устройство щебеночного основания дворовой территории МКД |
ул. 60 лет Октября, 14, пгт. Балахта |
45126 |
Из преамбулы указанных контрактов следует, что они заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ( в ред. N43 от 29.06.2019) (далее - ФЗ "О контрактной системе").
Цена каждого из вышеуказанных муниципальных контрактов не превышает сто тысяч рублей.
Вместе с тем, исходя из предмета вышеназванных контрактов, последние были заключены с единой целью - укладка дорожных покрытий на дворовой территории МКД в пгт. Балахта, реализуемой в рамках исполнения муниципальной программы.
Общая сумма контрактов составила 209703 рубля.
Вышеуказанные работы по муниципальным контрактам (N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018) исполнены в полном объеме, что подтверждается актами о приемке выполненных работ "_" от 09.08.2018), счетами-фактурами "_".
Из письменных пояснений (исх.N1327 от 12.12.2018, вх.N21667 от 13.12.2018), представленных администрацией п. Балахта следует, что муниципальные контракты N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018 были заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи ФЗ "О контрактной системе". Ограничений по количеству контрактов нормы ФЗ "О контрактной системе" не содержат.
На заседании Комиссии представители администрации п. Балахта поддержали ранее представленные пояснения, дополнительно пояснив, что порядок и сроки отбора подрядных организаций установлен Министерством строительства Красноярского края - письмо исх.N82-1503/5 от 04.04.2018. Срок отбора подрядных организаций установлен 15 августа 2018 года.
На заседании Комиссии представитель Министерства строительства Красноярского края пояснила о том, что мероприятия по благоустройству дворовых территорий на территории Красноярского края осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N512 "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды".
Министерством строительства Красноярского края в целях помощи по организации отбора подрядных организаций муниципальным образованиям Красноярского края направлены рекомендации, включающие в себя примерный порядок проведения конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий МКД, механизм отбора подрядных организаций, примерные сроки этапов реализации порядка проведения конкурса.
Администрацией п. Балахта на основании Постановления N87 от 20.04.2018 "Об утверждении документации на проведение конкурса на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования поселок Блахта Балахтинского района Красноярского края" 21.05.2018 проведен конкурс.
Извещение о проведении конкурса размещено в газете "Сельская новь" от 20 апреля 2018 года.
Помимо ООО "Идел-Строй" участие в конкурсе приняли ИП "_", ИП "_".
По итогам данного конкурса одним из победителей было признано ООО "Идеал-Строй" с которым администрация п. Балахта на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе" (в ред. N43 от 29.06.2019) заключила муниципальные контракты (N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018).
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями ФЗ "О защите конкуренции".
Целями ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п утверждена государственная программа Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления".
Указанной программой предусматривается реализация в период 2018-2022 годов подпрограмм, в том числе, подпрограммы "Благоустройство дворовых и общественных территорий и муниципальных образований", в соответствии с которой до бюджета Администрации пос. Балахта Балахтинского района Красноярского края доведена субсидия в размере 2 912 700,00 руб.
Данной подпрограммой предусмотрены следующие пути расходования средств субсидии муниципальными образованиями края - получателями субсидий:
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания. Расходование средств субсидий осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений) в порядке, установленном ФЗ "О контрактной системе";
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае, если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности). Расходование средств субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В целях помощи муниципальным образования Красноярского края в организации отбора подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территории Министерством строительства Красноярского края направлено письмо исх. 82-1503/5 от 04.04.2018.
В приложении N 2 к вышеуказанному письму Министерства строительства Красноярского края представлены механизмы отбора подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
В соответствии с вышеуказанным механизмом при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья заказчиком работ по благоустройству могут являться: управляющая организация (ТСЖ); орган местного самоуправления, на основании договора - поручения между собственниками и органом местного самоуправления (в соответствии с решением общего собрания); орган местного самоуправления.
При этом в вышеуказанном письме указано, что в случае если заказчиком работ по благоустройству является орган местного самоуправления, то закупка данных работ должна осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, администрация п. Балахта, имея обязанность по реализации программы "Формирование комфортной городской (сельской) среды муниципального образования поселок Балахта Балахтинского района Красноярского края" и выступая в качестве заказчика не имело оснований для проведения отбора подрядных организаций в соответствии с иным порядком помимо предусмотренного ФЗ "О контрактной системе".
ФЗ "О контрактной системе" регулируются отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
По пункту 1 статьи 13 ФЗ "О контрактной системе" в соответствии с ФЗ "О контрактной системе" заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О контрактной системе" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Часть 2 статьи 8 ФЗ "О контрактной системе" устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе", в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 ФЗ "О контрактной системе" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 2 статьи 48 ФЗ "О контрактной системе" заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего ФЗ "О контрактной системе".
Закупка у единственного поставщика является неконкуретным способом, случаи избрания которого закреплены в статье 93 ФЗ "О контрактной системе".
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 ФЗ "О контрактной системе" носит исключительный характер.
При этом является недопустимым осуществление закупки идентичных или однородных товаров, работ, услуг у единственного поставщика посредством заключения одновременно нескольких контрактов с одним и тем же лицом при формальном соблюдении ограничения по цене контракта, с целью ухода от обязанности по проведению закупки конкурентным способом ("дробление" предмета контрактов/договоров).
Данный вывод следует из общеправового принципа недопустимости использования своих прав в ущерб правам и законным интересам других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также принципа добросовестности участников гражданского оборота (статья 10 ГК РФ), в соответствии с которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), так как заказчик действуя описанным выше образом, используя свое право на проведение закупки у единственного поставщика, причиняет ущерб правам и законным интересам потенциально неограниченного числа хозяйствующих субъектов, которые в равной степени как и лицо, с которым контракты заключены как с единственным поставщиком, могут осуществить поставку товаров, выполнить работы и оказать соответствующие услуги.
Более того, проведение закупки подобным способом противоречит принципу обеспечения конкуренции (статья 8 ФЗ "О контрактной системе") и запрету на совершение действий, влекущих необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 ФЗ "О контрактной системе"), поскольку в подобных случаях за счет формального соблюдения требования закона, уходя от обязанности по проведению конкурентных процедур (торги, запрос котировок, запрос предложений), заказчик сокращает потенциальное число участников закупки (при том, что на соответствующем товарном рынке осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать соответствующие услуги может неограниченное число лиц) до одного лица, которое он выбирает по своему субъективному усмотрению.
Как следует из содержания муниципальных контрактов N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018 они заключены с ООО "Идеал-Строй" как с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе" (в ред. N43 от 29.06.2018).
Вместе с тем, предметом вышеназванных контрактов являлись следующие работы: устройство щебеночного покрытия дворовой территории МКД, устройство асфальтового покрытия на дворовой территории МКД, устройство щебеночного основания дворовой территории МКД, то есть, по-своему характеру работы являются идентичными.
Все вышеназванные работы выполнены в соответствии с муниципальной программой "Формирование комфортной городской (сельской) среды муниципального образования поселок Балахта Балахтинского района Красноярского края".
Следовательно, в рассматриваемом случае закупка вышеназванных работ обусловлена единой потребностью заказчика.
Все вышеуказанные контракты заключены с ООО "Идеал-Строй" от одной даты (16.07.2018).
Общая стоимость данной сделки превышала предельно допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе" (в ред. N43 от 29.06.2018) - 100 000 рублей и составляет 209703 рубля.
Таким образом, в данной ситуации заказчик был обязан осуществлять закупку с применением способов определения поставщиков по результатам публичных процедур.
В результате заключения контрактов между администрацией п. Балахта и ООО "Идеал-Строй" общество получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке.
Следовательно, администрация п. Балахта не обеспечила эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента без соблюдения требований действующего законодательства и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Статья 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, при рассмотрении дела N 11-16-19 Комиссией Красноярского УФАС России факт заключения соглашения между администрацией п. Балахта и ООО "Идеал-Строй" направленного на ограничение, устранение, недопущение конкуренции не нашел своего подтверждения ввиду следующего.
Инициатором организации процедуры отбора подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий МКД, а также инициатором заключения муниципальных контрактов являлась администрация п. Балахта.
Вместе с тем, ООО "Идеал-Строй" желало заключить контракт в соответствии с требованиями действующего законодательства в условиях открытости и публичности, что подтверждается его участием в открытом конкурсе, организованном администрацией п. Балахта, в порядке определенном Постановлением администрации п. Балахта N87 от 20.04.2018 "Об утверждении документации на проведение конкурса на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования поселок Блахта Балахтинского района Красноярского края".
Учитывая, что целью деятельности ООО "Идеал-Строй" как коммерческой организации является извлечение прибыли, иной возможности заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий МКД у него не имелось. Кроме того, общество заключило данный договор на конкурентных началах, приняв участие в конкурсном отборе, организованном администрацией п. Балахта.
Ввиду указанного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Идеал-Строй" состава нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", ввиду отсутствия его вины в заключении соглашения.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Учитывая, что договоренность может иметь место только при множественности лиц, наличии действий одного лица, не может свидетельствовать о достижении антиконкуретного соглашения и соответственно о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу по признакам нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", возбужденному в отношении администрации п. Балахта и ООО "Идеал-Строй".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в действиях администрации п. Балахта усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении доступа хозяйствующим субъектам к участии в конкурентных процедурах (торгах, запросе котировок, запросе предложений) на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий МКД путем проведения конкурсных процедур с нарушением требований ФЗ "О контрактной системе", что ограничило доступ потенциальных участников к участию в торгах (иных конкурентных процедурах, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе") и привело к ограничению конкуренцию.
Так, в силу абзаца 1 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе", заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, извещение о проведении администрацией п. Балахта закупки работ по благоустройству дворовых территорий МКД не размещалось.
Неразмещение администрацией в ЕИС извещения об осуществлении закупки связано с неправомерным выбором способа осуществления закупки, что как следствие также влечет ограничение доступа потенциальных участников закупки к информации об осуществлении закупки, является нарушением принципов открытости и прозрачности контрактной системы, предусмотренного статьей 7 ФЗ "О контрактной системе".
Кроме того, с учетом общей суммы закупки администрация п. Балахта должна была организовать конкурентную процедуру закупки с размещением соответствующей информации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. Избрание иного порядка и способа закупки ограничило возможность участия неопределенного круга хозяйствующих субъектов в торгах (запросе котировок, запросе предложений), что непосредственным образом ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в действиях администрации п. Балахта имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах (запросе котировок, запросе предложений), в осуществлении закупки работ по благоустройству дворовых территорий МКД путем заключения муниципальных контрактов N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018 с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае выявления признаков нарушения статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Таким образом, учитывая, что выявленное нарушение в действиях администрации п. Балахта является окоченным, муниципальные контракты N56 от 16.07.2018, N58 от 16.07.2018, N59 от 16.07.2018, заключенные между администрацией п. Балахта и ООО "Идеал-Строй", исполнены, принять меры антимонопольного реагирования в целях пресечения вышеуказанных действий не представляется возможным.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Производство по делу N 11-16-19 в отношении администрации п. Балахта и ООО "Идеал-Строй" по признакам нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства (антиконкуретного соглашения).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июня 2019 г. N 11-16-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2019