Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - <_>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
рассмотрев дело N 055/05/5-125/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>, далее - ИП <_>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии: заявителя - <_>, представителя ИП <_> - <_> (доверенность б/н от 11.02.2020)
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения на фасаде здания N 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске недостоверной рекламы фитнес - клуба "Super Club" о стоимости фитнес услуг: "SuperClub фитнес ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛО_ КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999".
В частности, в обращении заявителя указано: "_На основании Договора (Оферта) N СОГ00-00054 от 05.01.2020 г. мной был приобретен абонемент на годовое безлимитное посещение клуба по цене 11900 руб. Хотя на рекламном баннере, размещенном на фасаде здания клуба,_ указано, что проходит акция: "Безлимитный абонемент на 12 месяцев за 6999 руб.". Никакой другой информации о дополнительных условиях в рекламе не указано!...
_Более того, менеджер продавшая мне абонемент, сказала, что данная цена в 6999 руб. распространяется только на клиентов, вес которых менее 100 кг, что указывает на явную дискриминацию по индивидуальным особенностям человека!...".
Из содержания представленного заявителем Договора N СОГ00-00054 от 05.01.2020 деятельность в фитнес-клубе "Super Club" осуществляет индивидуальный предприниматель <_> (ИНН <_>).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к фитнес - клубу "Super Club" и оказываемы им услугам.
По определению (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Фактическая реализация заявителю услуг по цене выше, чем была заявлена в рекламе, свидетельствует о размещении недостоверной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение, создавая искаженное представление о стоимости предлагаемых товаров, и является нарушением, предусмотренным пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 58) рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС Российской Федерации N 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
На запрос Омского УФАС России ИП <_> в ответ от 06.02.2020 вх. N 1143 была представлена информация, согласно которой "_Напротив отдела продаж имеется большой плакат, на котором размещена информация о полной стоимости годового абонемента (14999 рублей), акции (6999 рублей), а также об имеющихся ограничениях в акции - "не распространяется на клиентов весом свыше одного центнера"_".
Как установлено Комиссией Омского УФАС России условие "не распространяется на клиентов весом свыше одного центнера" в рекламе, расположенной на фасаде здания N 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске отсутствует, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге (приобретение абонемента) в ином месте (на плакате отдела продаж) не заменяет размещения существенных сведений именно в рекламе, отсутствие которых способно ввести потребителя рекламы в заблуждение.
Поскольку реклама услуги по покупке годового абонемента направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ИП <_> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Определением Омского УФАС России от 07 февраля 2020 года (далее - Определение от 07.02.2020) в отношении ИП <_> было возбуждено дело N 055/05/5-125/2020 по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В ответ на Определение от 07.02.2020 ИП <_> в письме от 27.02.2020 вх. N 1917э указано следующее: "_ Индивидуальный предприниматель <_> размещает спортивный клуб "Суперклуб" в помещениях на втором и третьем этажах в здании, расположенном по адресу: город Омск, ул. 70 лет Октября, дом 5 на условиях договора субаренды_
_Кроме того, в настоящее время все недостатки <_> исправлены, на здании, расположенном по адресу: город Омск, ул. 70 лет Октября, дом 5, в группе в социальной сети "ВК", а также на официальном сайте СуперКлуба размещена информация об ограничении в акции_".
При этом в адрес Омского УФАС России были представлены скриншоты с указанных сайтов, а также фотоснимки фасада здания N 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске, на котором размещается спорная реклама.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия не может согласиться с позицией ИП <_> о том, что "в настоящее время все недостатки исправлены", поскольку фотоснимки явно свидетельствуют о том, что рассматриваемая спорная реклама дополнена только знаком "*" без указания условий, влияющих на стоимость (6999 руб.) абонемента.
На заседании Комиссии 03.03.2020 представителем ИП <_> подтверждено, что в настоящее время рассматриваемая реклама дополнена только знаком "*", без указания условия приобретения абонементов за 6999 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявителем поддержана позиция, изложенная в обращении, при этом им дополнительно указано, что акция - "КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999" распространялась только на женщин, однако данный факт при рассмотрении дела документально подтвержден не был.
Рассмотрев материалы дела, пояснения сторон, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <_>, требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламной информации на фасаде здания N 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ИП <_> нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Омского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>): "SuperClub фитнес ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛО_ КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999", распространенную 14.01.2020 на фасаде здания N 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии:<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 055/05/5-125/2020
03 марта 2020 года город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - <_>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
на основании своего решения от 03.03.2020 по делу N 055/05/5-125/2020 о признании рекламы индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>, далее - ИП <_>), ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: сопровождать рекламу стоимости абонементов 6999 руб. указанием на иные существенные условия приобретения услуги, влияющие на данную стоимость.
2. ИП <_> представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 марта 2020 г. N 055/05/5-125/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020