Резолютивная часть оглашена 25.02.2020
В полном объеме изготовлено 28.02.2020 Великий Новгород
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев постановление от 27.12.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, возбужденного постановлением и.о. прокурора Чудовского района младшим советником юстиции "_." в отношении должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района "_." по факту совершения ею действий, выразившихся в утверждении документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0150300005819000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.03.2019, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
10.02.2020 в Новгородское УФАС России поступило постановление от 27.12.2019 исполняющего обязанности прокурора Чудовского района младшего советника юстиции "_." о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, из которых следует, что прокуратурой Чудовского района проведена проверка соблюдения Комитетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате которой в действиях должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района (далее - Комитет) "_." установлено нарушение Закона о контрактной системе и усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Допущенное "_." административное правонарушение выразилось в утверждении документации о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0150300005819000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2019 (далее - Документация), с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В марте - апреле 2019 года муниципальным заказчиком - Комитетом осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Документация утверждена председателем Комитета "_." 29.03.2019.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Однако, пунктом 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании вышеизложенного, для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут закупаться как квартира, так и жилой дом.
Таким образом, рассматриваемая закупка осуществляется муниципальным заказчиком не только в соответствии с Законом о контрактной системе, но и в соответствии с положениями Федерального закона N 159-ФЗ.
Муниципальным заказчиком - Комитетом в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 3.2.1 Документации жилое помещение должно находиться на территории города Чудово Новгородской области, располагаться в жилых многоквартирных домах (кроме деревянных домов; домов с деревянными перекрытиями); быть никому другому не продано, не заложено, не подарено, в споре и под арестом не состоять, не являться предметом правопритязаний третьих лиц.
Аналогичное требование содержится в пункте 3.2 извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение).
Установленное муниципальным заказчиком в Документации и Извещении требование к приобретаемому жилому помещению (многоквартирные дома) в рамках рассматриваемой закупки противоречит нормам действующего законодательства и ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Комитета содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, в частности в неправомерном и необоснованном установлении требований к товару (жилому помещению), не соответствующих требованиям законодательства и влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона.
Ответственность за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении "_." надлежащим образом была уведомлена, на рассмотрение дела присутствовала представитель (защитник) "_." (доверенность от 21.02.2020).
На рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении от "_.", поступило ходатайство о прекращении административного производства (вх. N 1219 от 25.02.2020 Новгородского УФАС России) в связи с отсутствием события административного правонарушения.
По мнению "_.", Документация утверждена с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Указание в Документации на то, что приобретаемое жилое помещение должно быть квартирой обусловлено невозможностью покупки на средства субсидии жилого дома.
Так, покупка жилого дома в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривает приобретение вместе с домом земельного участка, на котором он находится. Приобретение жилого дома без земельного участка влечет ничтожность сделки.
При приобретении жилого дома заказчик приобретает право собственности на жилой дом и право собственности (или пользования) на земельный участок, как два самостоятельных объекта недвижимости, которые в договоре купли-продажи могут иметь общую стоимость или их стоимость указывается отдельно.
Однако размер субсидии на приобретение жилого помещения для детей-сирот рассчитывается из площади жилого помещения и не предусматривает стоимость земельного участка, в связи с чем приобретение земельного участка на средства субсидии будет являться нецелевым расходованием денежных средств.
С учетом вышеизложенного, "_.", просит прекратить производство по данному делу об административном правонарушении.
На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель (защитник) лица привлекаемого к административной ответственности "_." поддержала вышеуказанное ходатайство в полном объеме.
Исследовав материалы дела 053/04/7.30-54/2020 от 27.12.2019 об административном правонарушении, уполномоченное лицо Новгородского УФАС России рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Описание объекта закупки является прерогативой заказчика.
Вместе с тем, при установлении требований к объекту закупки заказчик не должен совершать действий, влекущих ограничение количества ее участников.
Областным законом Новгородской области от 05.09.2014 N 618-ОЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 27.08.2014 N 1163-5 ОД), установлены требования к благоустроенным жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также площади таких жилых помещении.
Как следует из указанных нормативных актов, в качестве предоставляемых жилых помещений могут выступать не только квартиры, но и жилые дома. Указанные жилые помещения должны быть благоустроены применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, содержащиеся в Документации (Техническом задании) требования к приобретаемому жилому помещению (только квартира) противоречат действующему законодательству и ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона.
Непосредственным доказательством ограничения количества участников закупки является факт того, что по окончании срока подачи заявок не было подано не одной заявки, в связи с чем, настоящий электронный аукцион был признан несостоявшимся.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Исходя из вышеуказанных положений ГК РФ и ЗК РФ, приобретение жилого дома, расположенного на земельном участке, действительно происходит непосредственно вместе с этим земельным участком, на котором находится жилой дом.
В соответствии с Областным законом Новгородской области от 24.12.2013 N 431-ОЗ (ред. от 03.06.2019) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 18.12.2013 N 859-5 ОД) субвенции бюджетам муниципальных районов, городского округа из областного бюджета выделяются на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При разработке и утверждении Документации муниципальный заказчик должен был учитывать наравне с законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вышеуказанные положения ЗК РФ и ГК РФ и предусмотреть во избежание ограничения количества участников закупки в качестве вида приобретаемого жилого помещения жилой дом, благоустроенный применительно к условиям населенных пунктов на территории Чудовского муниципального района.
Таким образом, постановлением о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении и другими материалами дела подтверждается факт утверждения "_.", Документации с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе и, как следствие, факт наличия в ее действиях события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с выпиской из распоряжения Администрации Чудовского муниципального района от 01.07.2013 N 254-рл "_." переведена на должность председателя Комитета.
Следовательно, "_." как председатель Комитета на момент утверждения Документации (29.03.2019) и проведения рассматриваемого электронного аукциона являлась лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Комитете, то есть являлась должностным лицом муниципального заказчика.
"_." 29.03.2019 утвердила Документацию об электронном аукционе с установленными нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о контрактной системе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому "_." имела возможность и должна была изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета, предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Однако "_." не проявила должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета, что привело к совершению ею административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение "_." своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета, отсутствовали.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено "_." по неосторожности, поскольку "_." предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий либо не предвидела возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.
Из вышеизложенного следует, что в действиях должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета "_.", которая во исполнение своих служебных обязанностей должностного лица муниципального заказчика должна была и могла предпринять необходимые и зависящие от нее меры для осуществления закупки с соблюдением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в утверждении ею документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0150300005819000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2019, с нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место и время совершения административного правонарушения - 174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а; 29.03.2019.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Допущенное "_." правонарушение привело к нарушению установленной процедуры осуществления закупки, что выразилось в установлении в Документации требования к товару (жилому помещению), влекущим за собой ограничение количества участников электронного аукциона, что привело к признанию вышеуказанного электронного аукциона несостоявшимся.
Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях".
Однако доказательств наличия таких исключительных обстоятельств "_." представлено не было.
Должностным лицом Новгородского УФАС России, рассматривающим настоящее дело об административном правонарушении, таких исключительных обстоятельств также не установлено, в связи с чем, административное правонарушение, совершенное "_.", не может считаться малозначительным.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП, имущественное положение лица.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель (защитник) "_." заявила устное ходатайство о направлении копии настоящего постановления по месту нахождения Комитета (174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а).
Каких-либо заявлений, иных ходатайств или отводов от "_." и ее представителя (защитника) не поступало.
В соответствии с определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 053/04/7.30-54/2019 от 12.02.2020 об административном правонарушении к материалам настоящего дела приобщена справка о доходах и суммах налога физического лица ("_.") за 2019 год от 14.01.2020.
Руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
1 Признать в действиях должностного лица муниципального заказчика - председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района "_.", выразившихся в утверждении документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение N 0150300005819000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2019, с нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на должностное лицо муниципального заказчика - председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района "_." административный штраф за совершенное правонарушение в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа "_." надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810440300018001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор.счет: Нет
ОКТМО: 49612000
Код БК: 16111601071010030140 (Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)
УИН: 16100500000000444443
Руководитель Управления,
Государственный советник РФ 1 класса О.С. Виниченко
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020