В действиях (бездействии) Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Согласно Распоряжению N 191-р от 30.07.2012 года Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" создано Муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" р.п. Коченево (далее - МУП "Ритуальные услуги").
Согласно Постановлению Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области N 671 от 16.12.2014 года о внесении изменений в постановление N 191-р от 30.07.2012 года "О создании Муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги" р.п. Коченево, создано муниципальное казенное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела и благоустройства р.п. Коченево" (далее - МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево") путем изменения существующего типа муниципального унитарного предприятия "Специализированная служба по вопросам похоронного дела и благоустройства р.п. Коченево" с 1 января 2015 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" осуществляет деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код 96.03).
В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" Учреждение создано для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления рабочего поселка Коченево в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, благоустройства, выполнение социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей.
В соответствии с п. 2.2 раздела 2 Устава МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" Предметом и видами деятельности Учреждения являются:
осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению, организация работ по содержанию общественных кладбищ р.п. Коченево и мест захоронений;
оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе;
погребение умерших не имеющих родственников, либо личность которых не установлена;
в том числе оформление документов, необходимых для погребения;
В соответствии с п. 2.6 раздела 2 Устава МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" Учреждение может оказывать следующие платные услуги: осуществление на договорной основе комплекса услуг по изготовлению ритуальной продукции, организации похорон, захоронению, перезахоронению и уходу за могилами.
В соответствии с п. 3.1 раздела 3 Устава МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" Имущество Учреждения формируется за счет:
имущества, закрепленного за Учреждением на праве хозяйственного ведения;
средств, полученных от разрешенной Учреждению деятельности, приносящей доходы;
иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" осуществляет хозяйственную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, уставом, следовательно, по смыслу определения, установленного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и функции хозяйствующего субъекта путем оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку ставит МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" в преимущественные условия деятельности, что может создавать третьим лицам препятствия при осуществлении хозяйственной деятельности на данном рынке.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-23312/2017 от 02.10.2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, выразившихся в наделении МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, усматриваются признаки нарушения чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем осуществления действий, направленных на исключение в Уставе МКУ "Ритуал и благоустройство р.п. Коченево" совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в срок до 24.04.2020 г.
О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 февраля 2020 г. N 054/01/15-326/2020 (ключевые темы: ритуальные услуги - защита конкуренции - похоронное дело - благоустройство - органы местного самоуправления)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2020