Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела N053/01/17-95/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
У с т а н о в и л:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) из Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) поступило поручение исх.25.11.2019 NАЦ/103097-ПР/19 (далее - Поручение) о проверке антимонопольного законодательства при проведение закупок лесопожарной техники органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственными организациями и учреждениями.
На основании приказа Управления от 28.02.2020 N11/2020 возбуждено дело N053/01/17-95/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Новгорродским областным автономным учреждением "Крестецкий лесхоз" (далее - НОАУ "Крестецкий лесхоз") пунктов 2, 3 части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В сентябре 2019 года заказчиком - Новгородским областным автономным учреждением "Крестецкий лесхоз" (175461, п. Крестцы, ул. Островская, д. 63; далее - НОАУ "Крестецкий лесхоз") осуществлялась закупка путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку гусеничной транспортной машины МСН-10-ГТМ-04 или эквивалент для нужд НОАУ "Крестецкий лесхоз", извещение N 31908277013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 06.09.2019 (начальная (максимальная) цена контракта - 22 740 000, 00 рублей).
Рассматриваемая закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - НОАУ "Крестецкий лесхоз" разработано и утверждено наблюдательным советом НОАУ "Крестецкий лесхоз" Положение о закупках товаров, работ, услуг НОАУ "Крестецкий лесхоз" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Положением о закупках одним из конкурентных способов осуществления НОАУ "Крестецкий лесхоз" закупок предусмотрен аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Требования к техническим характеристикам закупаемого товара установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе; далее - Техническое задание).
Технические параметры и требования к техническим характеристикам поставляемой машины и оборудования в Техническом задании представлены в виде таблицы.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющим потребности заказчика, в Техническом задании представлены в виде следующих столбцов: "Минимальное значение показателя" (столбец 5), "Максимальное значение показателя" (столбец 6), "Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений" (столбец 7), "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться" (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 - "Нижняя граница диапазона" и столбец 9 "Верхняя граница диапазона". В столбце 11 ("Единицы измерения") содержащейся в Техническом задании таблицы установлены единицы измерении показателей товара.
Также, в Техническом задании приведена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция).
Согласно вышеуказанной таблице, к поставке требуется "Гусеничная транспортная машина МСН-10-ГТМ-04 или "эквивалент".
При этом, в отношении данного товара в таблице, содержащейся в Техническом задании, установлен показатель "Шасси" со следующим требованием к его значению: "МСН-10-003" (столбце 10).
Согласно Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10 Технического задания, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному заказчиком.
То есть, значение показателя "Шасси" является конкретным и не может быть изменено участниками закупки.
При этом, данное значение показателя "Шасси" присуще исключительно конкретному товару, а именно: гусеничной транспортной машине МСН-10-ГТМ-04. Данное обстоятельство делает поставку эквивалента в рассматриваемом случае невозможной.
То есть, фактически, участникам закупки не была дана возможность представить эквивалент гусеничной транспортной машины МСН-10-ГТМ-04.
Согласно протоколу подведения итогов от 01.10.2019 победителем (единственным участником) рассматриваемой закупки признано Общество с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс", предложивший к поставке именно гусеничную транспортную машину МСН-10-ГТМ-04.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - НОАУ "Крестецкий лесхоз" содержится нарушения пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно, в невозможности предложить к поставке эквивалентный товар.
2. Помимо прочего, заказчиком в Техническом задании установлено следующее дополнительное требование к поставляемому товару: товар должен быть произведен не ранее 2019 года на территории Российской Федерации.
Однако, как было указано выше, в соответствии с Законом о закупках при описании объекта закупки заказчики не должны включать требования к стране происхождения товара.
Таким образом, в действиях заказчика - НОАУ "Крестецкий лесхоз" содержится нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно, в установлении требования о том, что товар должен быть произведен исключительно на территории Российской Федерации.
3. В соответствии с протоколом открытия доступа к поданным на участие в аукционе заявкам от 25.09.2019 на участие в аукционе была подана одна заявка: Общества с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс".
Как следует из протокола рассмотрения заявок от 27.09.2019, заявка Общества с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
При этом, заявка Общества с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" также должна была быть признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 3.3.6 документации об электронном аукционе заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать описание участником закупки товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (в соответствии с Приложением N 1 Техническое задание к аукционной документации).
В соответствии с пунктом 4.3.2 документации об электронном аукционе комиссия принимает решение об отклонении от участия в аукционе заявки участника в случае несоответствия указанным в аукционной документации требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора, к оформлению заявки.
Аналогичные положения приведены в Положении о закупках (подпункт 9.2.9.3 пункта 9.2.9, подпункт 9.7.1.2 пункта 9.7.1, подпункта 9.7.3.5 пункта 9.7.3).
Согласно Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 Технического задания, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Первая часть заявки Общества с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" представлена в виде таблицы, использованной заказчиком - НОАУ "Крестецкий лесхоз" в Техническом задании.
При этом, столбцы данной таблицы имеют такие же наименования, как и столбцы таблицы в Техническом задании.
Предлагаемые данным участником значения показателей товара имеют следующие наименования: "Минимальное значение показателя", "Максимальное значение показателя", "Показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться", "Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений ("Нижняя граница диапазона", "Верхняя граница диапазона")", "Показатели (характеристики) значения, которых не могут изменяться".
То есть, данный участник закупки не отражает в своей заявке на участие в аукционе конкретные значения показателей товара, установленных заказчиком в Техническом задании в столбце 5 "Минимальное значение показателя" и столбце 6 "Максимальное значение показателя".
Данный участник закупки, используя таблицу, содержащуюся в Техническом задании, не переименовывая данные столбцы ("Минимальное значение показателя" и "Максимальное значение показателя"), не предлагает конкретные значения данных показателей, а лишь указывает их минимальные и максимальные значения, например:
- показатель "Мест в кабине" - Обществом с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" в своей заявке в столбце 5 "Минимальное значение показателя" указано значение "3" (то есть подразумевается, что мест в кабине может быть 3, 4, 5 и т.д.);
- показатель "Максимальное расчетное тяговое усилие лебедки" - Обществом с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" в своей заявке в столбце 6 "Максимальное значение показателя" указано значение "140,5" (то есть подразумевается лишь то, что производительность не будет превышать данное значение (140,5)).
Конкретные значения по данным показателям, а также по иным аналогичным показателям Обществом с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" представлены не были.
Подобное оформление заявки не позволяет определить конкретные значения показателей предлагаемого к поставке товара, поскольку сам участник закупки не называет предлагаемые значения конкретными, а указывает, что они являются минимальными или максимальными. Иного вывода из буквального понимания содержания заявки данного участника закупки сделать невозможно.
При этом, как отмечалось выше, Общество с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" было признано победителем (единственным участником) рассматриваемой закупки, с которым по итогам закупки и был заключен договор на поставку товара.
Таким образом, в действиях комиссии заказчика - НОАУ "Крестецкий лесхоз" содержатся нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 9.7.3.5 пункта 9.7.3 Положения о закупках, выразившиеся в неправомерном признании заявки Общества с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, тогда как такая заявка должна была быть признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе и участнику, ее подавшему, должно было быть отказано в допуске к участию в аукционе.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи);
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3 части 1 указанной статьи)
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничной транспортной машины МСН-10-ГТМ-04 или эквивалент для нужд НОАУ "Крестецкий лесхоз" был заключен договор N8 от 15.10.2019 г. с Обществом с ограниченной ответственностью "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс".
Из анализа состояния конкуренции открытого аукциона в электронной форме извещение N 31908277013 от 06.09.2019 усматривается, что временным интервалом исследования надлежит считать временной период с 06.09.2019 по 15.10.2019.
Как следует из содержания закупочной документации предметом торгов является поставка гусеничной транспортной машины МСН-10-ГТМ-04 или эквивалент для нужд НОАУ "Крестецкий лесхоз".
Также анализ состояния конкуренции при рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме от 06.09.2019 показал, что конкуренция при открытом аукционе отсутствовала.
Стоит отметить что рынок производства и реализации гусеничных транспортных машин МСН-10-ГТМ-04 или их эквивалента конкурентоспособен и не может ограничиваться продукции, произведённой только на территории Российской Федерации.
Установление заказчиком в аукционной документации требований, приведших к невозможности для участников предложить к поставке иную, отличную от МСН-10-ГТМ-04 гусеничную транспортную машину, в том числе произведенную не на территории Российской Федерации, привело к созданию одному из участников - ООО "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" преимущественных условий участия в торгах, а действия НОАУ "Крестецкий лесхоз" в лице его аукционной комиссии по необоснованному допуску заявки ООО "Алтайский завод самоходных машин "Прогресс" к участию в торгах привели к нарушению порядка определения победителя.
Таким образом, в действиях НОАУ "Крестецкий лесхоз" при осуществлении вышеуказанной закупки, приведших к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, имеются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела N 053/01/17-95/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
О п р е д е л и л:
Назначить дело N 053/01/17-95/2020 к рассмотрению на 23 марта 2020 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.3, каб.217.
НОАУ "Крестецкий лесхоз" в срок до 16 марта 2020 года представить письменные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) о правомерности своих действия по обстоятельствам, изложенным в установочной части настоящего определения.
Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела и документом, удостоверяющим личность) обязательна.
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 1 класса О.С. Виниченко
Левченко И.В.
(8162) 73-88-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020