по результатам рассмотрения жалобы ООО "СпецСтройПроект" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
26.02.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "СпецСтройПроект" от 14.02.2020 N 1402/20-к (вх. от 19.02.2020 N 30754/20) на действие (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1037/ОКЭ-В-СИБ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту (при необходимости с заменой комплектующих) систем автоматической противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) установленных в стационарных объектах (извещение N 31908746012), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СпецСтройПроект" (далее - Заявитель) от 14.02.2020 N 1402/20-к на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1037/ОКЭ-В-СИБ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту (при необходимости с заменой комплектующих) систем автоматической противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) установленных в стационарных объектах (извещение N 31908746012) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.12.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 119 012 777,09 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 29.01.2020;
На участие в Конкурсе подано 5 заявок;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 03.02.2020;
По результатам рассмотрения первых частей заявок признаны соответствующими 5 заявок;
Дата рассмотрения вторых частей и подведения итогов - 10.02.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки иных участников Конкурса.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки иных участников Конкурса, поскольку заявка Заявителя является единственной заявкой содержащей предложения о поставке товаров, оказания услуг инновационной и высокотехнологичной продукции, в связи с чем, заявки иных участников Конкурса подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с разделом "Иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика" пункта 2 Технического задания Документации установлено:
"Конкурентная закупка предполагает возможность замещения стандартной продукции высокотехнологичной продукцией.
В случае отсутствия высокотехнологичных предложений в рамках процедур закупки осуществляется закупка стандартной продукции.
Конкурентная закупка проводится с целью закупки высокотехнологичной продукции. Участник конкурентной закупки в составе заявки должен представить сведения и документы (при наличии), подтверждающие высокотехнологичный характер предлагаемой к закупке продукции. Сведения представляются по Форме заявки участника, представленной в приложении N 1.3 к Документации (далее - Форма заявки)".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 10.02.2020 N 1037/ОКЭ-В-СИБ/19/2 Заказчиком осуществлена оценка и ранжирование всех поданных и допущенных заявок на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Конкурса и сообщил, что Заявителем в заявке на участие в Конкурсе, составленной по Форме заявки, указано, что доля товаров, работ, услуг, являющихся инновационными и (или) высокотехнологичными из общего объема предлагаемых товаров, работ, услуг составляется 1 %, при этом иными участниками Конкурса указано об отсутствии таких товаров, работ и услуг. Между тем, Документация не содержит положений о праве Заказчика отклонять или оставлять без рассмотрения заявки участников Конкурса, в которых отсутствует предложение о поставке инновационных и (или) высокотехнологичных товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий (бездействия) Заказчика при рассмотрении и оценки заявок участников Конкурса, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 22.01.2020 N 223-ФЗ-67/20 Комиссией ФАС России установлены нарушения части 1 статьи 2, части 15 статьи 3.2, пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СпецСтройПроект" (ИНН: 6670357399, ОГРН: 1156658088267) от 14.02.2020 N 1402/20-к на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1037/ОКЭ-В-СИБ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту (при необходимости с заменой комплектующих) систем автоматической противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) установленных в стационарных объектах (извещение N 31908746012) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 15 статьи 3.2, пункты 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением не выдавать, поскольку ранее выдано по делу от 22.01.2020 N 223-ФЗ-67/20.
Материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России не передавать, поскольку ранее передано по делу от 22.01.2020 N 223-ФЗ-67/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2020 г. N 223-ФЗ-145/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020