Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО "СтройЭнерго-Проект" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ООО "МЭП" (далее также - Заказчик) при проведении открытых конкурентных отборов в электронной форме на разработку конструкторской документации на узлы и элементы поверхностей нагрева энергетического котельного агрегата (реестровые NN 31908743190, 31908743839, 31908743438, 31908743944, 31908743547, 31908743307) (далее - Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре, а также неправомерным допуском победителя Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с протоколами заседания Закупочной комиссии по подведению итогов Закупок заявки Общества отклонены в связи с несоответствием требованиям пункту 2.6.6 Закупочных документаций, а именно:
"несоответствия тематике (предмету закупки, в соответствии с требованиями об опыте Участника, указанными в Документации) копий исполненных контрактов (Договоров), а так же не представлены в полном объеме акты сдачи-приемки, что не позволяет идентифицировать фактический вид и объем работ по предмету закупки (пп. 1.4.1.9. Документации)".
Изучив представленные документы и сведения в совокупности и взаимосвязи, Комиссия установила следующее.
В соответствии с Закупочными документациями к участникам установлено требование обладания опытом выполнения аналогичного вида работ. Аналогичными признаются работы по разработке конструкторской документации котельных агрегатов. В качестве подтверждения указанному требованию участник должен представить не менее 1-го выполненного договора с подтверждающими закрывающими документами за последние 3 года (да даты размещения извещения о закупке).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в Закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при поставке товара.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупке.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на гарантированное и своевременное оказание услуг для обеспечения непрерывности и эффективности процесса обеспечения деятельности Заказчика, а имело целью ограничить конкуренцию.
Таким образом, отклонение заявки по указанному основанию является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В этой связи у Комиссия отсутствуют основания для признания довода жалобы необоснованным.
Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно допустил участника ООО "Стар ТЭК", заявки которого признали лучшими ввиду того, что его заявки не соответствует Закупочным документациям в части отсутствия действующей Выписки СРО в требуемой области.
Так, согласно пункту 7.4.8 подпункта 11 Закупочных документаций участник в составе своей заявки предоставляет выписку из реестра СРО (по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации"), членом которой является участник закупки. Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее, чем за месяц до даты окончания срока подачи Заявок на участие в Закупках,на право выполнять работы в отношении объектов, указанных в разделе 8 Закупочных документаций. Уровень ответственности участника Закупок, указанный в выписке реестра членов СРО, должен обеспечивать выполнение обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в размере не ниже начальной (максимальной) цены Закупки, либо цены заявки участника (в случае, если требование установлено в разделе 8 Закупочной документации).
Как установила Комиссия, участник ООО "Стар ТЭК" представил действующую выписку из реестра членов СРО на виды работ по подготовке проектной документации для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом Комиссия обращает внимание, что предоставление выписки из реестра членов СРО, согласно Закупочным документациям не требовалось от участников, поскольку не установлено разделом 8 Закупочных документаций.
На основании изложенного Комиссия считает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.
При этом Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о пересмотре заявок участников без учета требований о наличии опыта выполнения аналогичных услуг, как обязательных для дальнейшего участия в процедурах Закупок.
Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройЭнерго-Проект" (ОГРН: 1157746433778, ИНН: 7718168771) на действия ООО "МЭП"" (ОГРН: 1167746418707, ИНН: 9701038827) при проведении Закупки обоснованной в части отклонения заявки Общества, в остальной части признать жалобу необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-2995/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.02.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.02.2020 N 077/07/00-2995/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "МЭП" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытых конкурентных отборов в электронной форме на разработку конструкторской документации на узлы и элементы поверхностей нагрева энергетического котельного агрегата (реестровые NN 31908743190, 31908743839, 31908743438, 31908743944, 31908743547, 31908743307, далее - Закупки), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупок.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новых датах рассмотрения и оценки заявок участников, подведения итогов Закупок.
Заказчику провести рассмотрение заявок на участие в закупке с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 25.02.2020 N 077/07/00-2995/2020, а именно Заказчику при проведении Закупок, рассматривая заявки участников Закупок, не учитывать квалификационное требование, а именно не отклонять заявки, несоответствующие оспариваемому требованию.
Оператору электронной торговой площадки - ООО "ГазНефтеторг.ру", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.03.2020.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.03.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2020