Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждению порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии: |
|
Членов комиссии: |
|
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- представителя АО "Каскад-Энерго" (по доверенности);
- представителя ФБУ "Кемеровский ЦСМ" (по доверенности);
-- представителя ФБУ "Кемеровский ЦСМ" (по доверенности);
рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ФБУ "Кемеровский ЦСМ" и материалы жалобы N 042/07/3-187/2020.
УСТАНОВИЛА:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. N 589э от 04.02.2020) Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области" (далее - ФБУ "Кемеровский ЦСМ", Заявитель) на действия заказчика закупки Акционерное общество "Каскад-Энерго" (далее - АО "Каскад-Энерго", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поверке измерительных приборов, извещение о проведении которого было опубликовано 14.01.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) под N 32008760934 (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований законодательства о единстве измерений Российской Федерации был необоснованно допущен к участию в Закупке ООО "ЦМ" (ИНН 5507244148), поскольку не обладает необходимым статусом для оказания всех услуг, являющихся предметом Закупки, в том числе ввиду отсутствия лицензии на обслуживание медицинской техники, отсутствия аттестата аккредитации на право проведения на поверки ряда групп средств измерений, вместе с тем п. 1.2 проекта договора, предусмотрено личное оказание услуг участником, что исключает привлечение участником третьих лиц к оказанию закупаемых услуг.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 11.02.2020 (исх. N 03/1234) рассмотрение жалобы N 042/07/3-187/2020 было назначено на 13.02.2020 на 13 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено в соответствии с ч. 7 ст. 18.1 Закона защите конкуренции электронной почтой в адрес Заказчика, Заявителя, оператора электронной торговой площадки.
Позднее рассмотрение жалобы N 042/07/3-187/2020 было перенесено на 13.02.2020 на 15 часов 00 минут.
В письменном отзыве на жалобу АО "Каскад-Энерго" с доводами жалобы согласилось.
Кроме того, указало на то, что ООО "ЦМ" ввело АО "Каскад-Энерго" в заблуждение относительно возможности проведения работ своими силами.
Данным участником было было представлено техническое предложение от 19.01.2020, которое включало в себя полный перечень услуг, указанных в техническом задании Заказчиком.
Из пояснений представителя АО "Каскад-Энерго" следовало, что заявка ООО "ЦМ" была допущена к участию ошибочно, поскольку в составе заявки не были своевременно выявлено отсутствие необходимых разрешений для проведения работ. Заказчиком решается вопрос об отклонении участника ООО "ЦМ".
Вместе с тем после получения уведомления Кемеровского УФАС России от 11.02.2020 (исх. N 03/1234) рассмотрение жалобы N 042/07/3-187/2020 процедура проведения Закупки АО "Каскад-Энерго" была приостановлена.
Представители ФБУ "Кемеровский ЦСМ" поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Заслушав представителей АО "Каскад-Энерго", представителей ФБУ "Кемеровский ЦСМ", изучив материалы жалобы N 042/07/3-187/2020, Комиссией установлено следующие:
В соответствии с п 1. ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон N 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
АО "Каскад-Энерго" осуществляет регулируемые виды деятельности в области теплоснабжения, таким образом, требования Закона N 223-ФЗ при проведении закупок товаров работ услуг распространяются на АО "Каскад-Энерго".
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением единственного акционера АО "Каскад-Энерго" - ПАО "Кузбасская Топливная Компания" от 24.12.2018 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Каскад-Энерго".
14.01.2020 АО "Каскад-Энерго" в ЕИС было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поверке измерительных приборов, с начальной максимальной ценой 689 695,43 рублей (далее - Извещение, Документация о закупке ), а также техническое задание и проект договора.
Согласно Извещению срок окончания участниками подачи заявок на участие в 19.01.2020.
31.01.2020 Закупочной комиссией был составлен Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 1400135 (размещен в ЕИС 03.02.2020) (далее - Протокол), из которого следует, что в период подачи заявок поступило две заявки: ООО "ЦМ" г. Омск, ФБУ "Кемеровский ЦСМ" г. Кемерово.
Обе заявки были признаны соответствующими требованиям и были допущены до участия в Закупке.
Между тем Заказчик, установив, что в заявке ООО "ЦМ" отсутствуют необходимые разрешения для выполнения работ собственными силами, 30.01.2020 Заказчик обратился в адрес ООО "ЦМ" о представлении лицензий на техническое обслуживание медицинской техники, являющееся предметом Закупки.
Письмом ООО "ЦМ" (исх. N 01-кон от 30.01.2020) сообщило Заказчику, что техническое обслуживание медицинской техники буде, указанное в техническом задании будет производиться субподрядчиком ИП Скрипникова, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности, работы по поверке средств измерений будут проведены силами ООО "ЦМ".
Позднее 10.02.2020 (письмо вх. N 02-78) ООО "ЦМ" сообщило, что в Документации о закупке не предусмотрено получение согласия (писем) от субподрядчиков и третьих лиц об участии на стороне одного из участников.
Пунктом 2 Документации о закупке, в частности, предусмотрено требование к участникам запроса котировок, как наличие гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие лицензии на выполнение видов деятельности в рамках договора),
Согласно п. 1.1 Проекта договора, размещенного Заказчиком в ЕИС, Исполнитель обязуется выполнить согласно техническому заданию Заказчика (Приложение N1) следующую работу: "Поверка измерительных приборов" (далее - работа, в том числе обслуживания медицинской техники), сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании п. 1.2 Проекта указано, что работа выполняется иждивением исполнителя - из его материалов, его силами и техническими средствами.
Из пояснений представителя Заказчика Документацией о закупке и Проектом договора Заказчиком установлена обязанность о личном выполнении участником работ (оказании услуг) по договору без возможности привлечения субподрядчиков.
Согласно ч. 5 ст. З Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Таким образом Закон N 223-ФЗ не запрещает потенциальным участникам привлекать для участия в закупке соисполнителей, подрядчиков.
Между тем, Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 562 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) разъяснил характер системного применения норм Закона N 223-ФЗ и положений Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав следующее:
Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Включение в документацию о закупках данного условия также не противоречит Закону 223-ФЗ и Закону о защите конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Условие о выполнении работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
В материалах жалобы N 042/07/3-187/2020 отсутствуют доказательства, что требование о личном исполнении обязательств по договору (п. 1.2 Проекта договора) было установлено Заказчиком специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Согласно пп. 9.10.3.6, 9.10.3.7 Положения о закупке, если участник закупки и (или) заявка такого участника не соответствует указанным в извещении требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора, к составу, содержанию, оформлению заявки (в том числе по причине отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений), такая заявка подлежит отклонению от участия в запросе котировок. Если заказчиком выявлен факт указания в поданной участником закупки заявке недостоверных сведений, такая заявка подлежит отклонению на любом этапе проведения закупки.
Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что поскольку у ООО "ЦМ" отсутствовали при подаче заявки необходимые разрешения (лицензии) на право оказание услуг, предусмотренных техническим заданием и проектом договора, то заявка данного участника подлежала отклонению.
С учетом изложенного последующая процедура переторжки также была проведена незаконно.
При этом ООО "ЦМ", подавая заявку на участие в Закупке, по существу, в полном объеме согласилось с требованиями Документации о закупке, в том числе в части осуществления лицензируемых видов деятельности, на которые не имело право, чем ввело Заказчика в заблуждение.
Данные действия ООО "ЦМ" нарушает право Заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей Заказчика, закрепленное в ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закон N223-ФЗ установлена обязанность Заказчика руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с правовой системой Российской Федерации принципы права имеют большую юридическую силу и являются основой действующей системы правовых норм, предназначены для сохранения и поддержания правопорядка даже ввиду отсутствия прямых императивных норм, регулирующих ту или область правоотношений.
В силу этого соблюдение институциональных принципов права, прямо закрепленных в Законе N 223-ФЗ, является обязательным для всех лиц, осуществляющих закупки в рамках данного закона, несмотря на отсутствие конечного перечня действий, ведущих к нарушению принципов справедливости, равноправия, отсутствия дискриминации по отношению к участникам.
В рассматриваемом случае действия Заказчика привели к нарушению принципа справедливости, равноправия, отсутствия дискриминации по отношению к ФБУ "Кемеровский ЦСМ", которое подало в установленные сроки заявку на участие в Закупке, соответствующую требованиям Заказчика и была вправе рассчитывать на заключение договора по результатам подведения итогов Закупки.
Руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУ "Кемеровский ЦСМ" N 042/07/3-187/2020 обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
3. Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении Закупки.
4. Передать материалы жалобы N 042/07/3-187/2020 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Заместитель председателя комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 18 февраля 2020 г. N 042/07/3-187/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.02.2020