Резолютивная часть решения оглашена "28" января 2020
В полном объеме решение изготовлено "31" января 2020 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы физического лица
В присутствии представителя ООО "Балтийский Лесной Трест" (далее - Организатор торгов)
В отсутствие физического лица (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии;
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N1328-ЭП/19 от 17.01.2020) на действия Организатора торгов - ООО "Балтийский Лесной Трест" при организации и открытого аукциона по продаже имущества (извещение размещено на сайте https://torgi.gov.ru/, N231219/12677896/01, лот N3) документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Извещение N231219/12677896/01 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 23.12.2019.
Предметом аукциона является: от N 3: (повторные) Подвергнутое аресту Левобережным ОСП Невского района УФССП по СПб, по и/п 1120201/19/78013-ИП от 15.01.2019 г. принадлежащее должникам Рыбаковой Наталье Яковлевне, Рыбакову Сергею Александровичу, имущество: 4/9 доли и 5/9 долей в праве собственности на квартиру S-45,7 м.кв. по адресу: Санкт-Петербург, б-р Красных Зорь, д 16, литера Е, кв 3. Кадастровый номер: 78:12:0007145:3019
Начальная цена: 2 244 000 руб. 00 коп.,
Задаток: 25 000 руб. 00 коп.,
Шаг 2 500 рублей 00 коп.
Обременения: залог в пользу Хорошенина Алексея Алексеевича.
По мнению Заявителя, установленный срок приема заявок (учитывая время работы Организатора торгов), а также требование заключения письменного договора о задатке противоречит требованиям законодательства, тем самым нарушает права Заявителя и его законны интересы.
Организатор торгов против довода жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Согласно документации об аукционе, срок приема заявок для участия в торгах с 23.12.2019 по 07.01.2020 г. Подведение итога приема заявок по аукциону осуществляется - 10.01.2020 г. в 14:00 и оформляется Организатором торгов соответствующим Протоколом.
Правила исчисления сроков закреплены в главе 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, учитывая, что размещение извещения осуществлено на сайте torgi.gov.ru 23.12.2019 сроки подачи заявки на участие в торгах следует считать с 24.12.2019, как установлено аукционной документацией.
Является очевидным, что срок подачи заявок составляет 15 календарных дней (9 выходных и 6 рабочих).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 16.04.2013 N 2823/11, оценка соблюдения срока подачи заявок на участие в торгах должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.
Следовательно, оценка соблюдения правил проведения торгов в указанной части должна производиться с учетом необходимости обеспечения таким публичным сроком возможности совершения потенциальным участником аукциона как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих подаче заявки и сопутствующих ей, ввиду чего такой срок должен обеспечивать разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в торгах.
В аукционной документации указано, что к торгам допускаются лица заключившие договор о задатке в письменной форме и оплатившие задаток на реквизиты, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, КПП 784001001 УФК по городу Санкт-Петербург (Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области л/с 05721А16220), р/сч 40302810500001000001, БИК 044030001, в соответствии с договором о задатке не позднее 09.01.2020 г. Назначение платежа в соответствии с Договором о задатке (c с указанием номера и даты). Документом, подтверждающим поступление задатка на счет Организатора торгов, является выписка со счета МТУ ФАУГИ по СПб и ЛО. Сумма внесенного задатка засчитывается в счет исполнения обязательств Победителя торгов по оплате приобретенного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Реализация недвижимого имущества должника в силу части 3 статьи 87, части 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 2 статьи 90 Закона N 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Действуя разумно и добросовестно при реализации имущества должника, организатор торгов должен обеспечить наибольшее количество состава участников торгов с целью увеличения как уровня конкуренции между участниками торгов, так и итоговой цены продаваемого имущества, что в свою очередь обеспечивает соблюдение интересов всех потенциальных покупателей, а также взыскателя и должника.
Организатор торгов пояснил, что от участников торгов требуется обязательное присутствие для заключения договора о задатке, вместе с тем, в дни приема заявок на участие в торгах, а именно в выходные дни (с 01.01.2020 до 07.01.2020) Организатор торгов не принимал участников для заключения письменного договора о задатке.
Учитывая, что торги проводятся в электронной форме, посредством использования электронной площадки, Организатором торов опубликованы реквизиты счетов для перечисления задатка, извещения направлено на привлечение неограниченного круга лиц, Организатор торгов не в праве отказать в заключении договора о задатке, то информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 ГК РФ, а подача заявителем заявки перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор считается заключенным в письменной форме.
Устанавливая требование об обязательном заключении договора о задатке при наличии в извещении всех необходимых реквизитов для перечисления соответствующего платежа, а также условие о том, что денежные средства не будут считаться задатком в случае их перечисления без предварительно заключенного в письменной форме договора о задатке, при этом определив незначительный срок подачи заявки, Общество тем самым создало необоснованные препятствия потенциальным покупателям к участию в спорных торгах.
Установленный порядок подачи заявки с учетом ограниченного времени для осуществления данных действий является препятствием для подачи заявки на участие в аукционе для претендентов, создает административный барьер участия в торгах и нарушает императивный запрет на совершение действий, ограничивающих конкуренцию, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела (Протокол NU24791-1 от 13.01.2020), к участию в торгах было допущено 2 заявки физических лиц. При непосредственном проведении аукциона (Протокол N U24791-2 от 13.01.2020) начальная цена реализуемого имущества повысилась всего на 10 000,00 (десять тысяч) рублей, что также подтверждает отсутствие конкурентной борьбы.
На заседание комиссии Организатором торгов представлен договор купли-продажи N001 от 21.01.2020, заключенный с победителем торгов по лоту N3.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Признать в действиях ООО "Балтийский Лесной Трест" нарушение части 1 статьи 17 от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с заключенным договором купли-продажи Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2020