Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
в присутствии представителя ООО "ЧОО "Группа компаний "Гарант" - <...> (по доверенности), представителей МУП "Водоканал г. Березники" - <...>. (по доверенности), <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Группа компаний "Гарант" (вх. N 020994) (далее - заявитель) на действия МУП "Водоканал г. Березники" (ИНН: 5904082013), Закупочной комиссии МУП "Водоканал г. Березники" при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг физической охраны объектов МУП "Водоканал г. Березники" (извещение N 31908593140, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
27.12.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба, доводы которой указывают на неправомерное отклонение заказчиком заявки заявителя жалобы.
На рассмотрении жалобы был заявлен дополнительный довод о том, что требование документации о наличии у участника действующей лицензии со сроком действия на весь период оказания услуг ограничивает конкуренцию.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, необходимые для рассмотрения жалобы документы не представил.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2.При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Заказчик руководствовался Документацией об аукционе в электронной форме на оказание услуг физической охраны объектов МУП "Водоканал г. Березники" (далее - Документация), а также Положением о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники" (далее - Положение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 29.11.2019 г., дата начала приема заявок - 29.11.2019 г., дата окончания приема заявок - 16.12.2019 г., дата подведения итогов закупки - 20.12.2019 г.
На основании п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 2.8.13 Положения, заявка на участие в закупке отклоняется, в том числе, в случае: несоответствия заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В случае если заявка на участие в закупке состоит из двух частей, при несоответствии первой части заявки на участие в закупке, второй части заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, соответствующая заявка на участие в закупке считается несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В п. 1 раздела 8 Документации определены требования к порядку подготовки заявки на участие в аукционе, согласно которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
2. при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении аукциона, настоящей документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно пп. 6 п. 3 раздела 8 Документации, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Техническом задании (Спецификации) (Приложение 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
В соответствии с п. 3 Технического задания Документации, требования к качеству и техническим характеристикам услуг, в том числе,
-Наличие у Исполнителя действующих лицензий, обязательных для выполняемых услуг, со сроком действия на весь период оказания услуг;
-Наличие у Исполнителя собственной дежурной части с круглосуточным режимом работы и средствами телекоммуникаций. Для филиала победителя аукциона устанавливаются аналогичные требования к местонахождению дежурной части в г. Березники на момент заключения контракта;
Согласно п. 3 Раздела 12 Документации, основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1. Непредоставление информации, обязательной к представлению в составе первых частей заявок на участие в аукционе, или предоставление недостоверной информации.
2. Несоответствие информации, предусмотренной п.1 Раздела 8 Информационной карты документации, требованиям настоящей документации.
В соответствии с пп. 2 п. 3 раздела 14 Документации, основаниями для признания заявки на участие в аукционе несоответствующей требованиям и условиям документации являются:
1.Непредставление документов и информации, предусмотренных п. 1, 2 Раздела 8, п.п. 1.2 п. 2 Раздела 14 Информационной карты настоящей документации.
2.Несоответствие документов и информации, предусмотренных п. 1, 2 Раздела 8 Информационной карты настоящей документации и п.п. 1.2 п. 2 Раздела 14 Информационной карты настоящей документации, требованиям настоящей документации.
3.Наличие недостоверной информации об участнике аукциона в документах, предусмотренных п. 1, 2 Раздела 8 Информационной карты настоящей документации и п.п. 1.2 п. 2 Раздела 14 Информационной карты настоящей документации.
4.Несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в п.2, 3 Раздела 6 Информационной карты настоящей документации.
5.Несоответствие заявки требованиям, установленным документацией, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами и Положением о закупках.
6.Отстранение участника закупки от участия в аукционе осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или Комиссия обнаружит, что участник аукциона не соответствует требованиям, указанным в Разделе 6 Информационной карты настоящей документации, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе N 1287587 от 20.12.2019 г., заявка ЧОО ГК "Гарант" отклонена с указанием следующего основания: "Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки".
На рассмотрении жалобы ответчик пояснил, что несоответствие заявки ЧОО ГК "Гарант" требованиям Документации заключаются в том, что:
-у участника отсутствует собственная дежурная часть в г. Березники, а имеется только дежурная часть, принадлежащая ЧОО ГК "Гарант" на праве субаренды;
- у участника отсутствует действующая лицензия со сроком действия на весь период оказания услуг.
Согласно п.5 Информационной карты Документации, сроки выполнения работ по спорной закупке - с 01.01.2020 по 31.12.2020 гг.
Из анализа заявки ЧОО ГК "Гарант" Комиссией Пермского УФАС установлено, что участник в составе заявки представил, в том числе:
-информационное письмо от 13.12.2019 г. N556 о том, что у ЧОО ГК "Гарант" имеется в наличии дежурная часть с пультом централизованного наблюдения с круглосуточным режимом работы, которая находится по адресу: 618419, Пермский край, г. Березники, ул. Карла Маркса, д. 20;
-копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности от 25.03.2015 г. N АСП 844, предоставленной на срок до 25.03.2020 г.
В силу того, что заказчиком не установлено требование о наличии дежурной части на праве собственности, Закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя жалобы, нарушив при этом п. 2.8.13 Положения.
Таким образом, указанный довод заявителя жалобы признан Комиссией Пермского УФАС обоснованным.
В части довода заявителя о том, что требование о предоставлении лицензии на весь срок выполнения работ ограничивает конкуренцию, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
Условия предоставления, продления срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности установлены Приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 229 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности" (далее - Приказ).
Согласно п. 66 Приказа, для продления срока действия лицензии руководитель лицензиата не ранее 6 месяцев и не позднее 60 дней до дня окончания срока ее действия представляет в лицензирующий орган, выдавший лицензию, заявление о продлении срока действия лицензии и документы в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящего Административного регламента.
Таким образом, на момент проведения закупки, участник может не обладать лицензией, которая покрывала бы весь срок выполнения работ по договору.
На основании изложенного, в действиях Заказчика имеются нарушения п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления в тексте Документации требования о сроке действия лицензии на весь срок выполнения работ по договору.
Однако, на основании того, что по результатам закупки уже заключен договор, который может быть расторгнут только в порядке гражданско-правового спора, Комиссией Пермского УФАС принято решение о необходимости выдачи обязательного предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, содержание которого сводится к изданию акта, предусматривающего дополнительную процедуру контроля за недопущением установления в тексте документации дискриминационных требований по отношению к участникам закупки.
Таким образом, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "Группа компаний "Гарант" (вх. N 020994) (далее - заявитель) на действия МУП "Водоканал г. Березники" (ИНН: 5904082013), Закупочной комиссии МУП "Водоканал г. Березники" при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг физической охраны объектов МУП "Водоканал г. Березники" (извещение N 31908593140, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), обоснованной.
Признать в действиях МУП "Водоканал г. Березники" нарушение п. 2 ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Признать в действиях Закупочной комиссии МУП "Водоканал г. Березники" нарушение п. 2.8.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники".
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 января 2020 г. N 059/07/3-1324/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2020