Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N016/04/9.21-1600/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица - ОАО "Сетевая компания" (ИНН 1655049111),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.N13620/ж от 21.08.2019 г.), в связи с действиями ОАО "Сетевая компания", в части необоснованного отказа в осуществлении технологического присоединения к сетям ОАО "Сетевая компания" жилого дома, расположенного по адресу: <_> - [адрес местоположения].
По итогам рассмотрения указанной жалобы, изучения предоставленных сведений и документов, Управлением установлено следующее.
В соответствии с представленной информацией установлено, что 03.07.2019 года гр. <_> - [физическое лицо] подал в адрес ОАО "Сетевая Компания" Заявку N <_> - [номер заявки] на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). К указанной заявке была также приложена справка N1 от <_> - [дата] СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла". В соответствии с указанной справкой N1 указывалось, что <_> - [физическое лицо] является собственником участка в СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла", проживает на участке постоянно, членом садового товарищества не является (не вступал). К линии электроснабжения СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" не подключен.
Помимо этого к Заявке был приложен ответ СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" (исх.N009 от от <_> - [дата]), в соответствии с которым СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" указало на отсутствие технической и технологической возможности присоединить жилой дом, принадлежащий <_> - [физическому лицо], к электросети, так как линия СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" не имеет достаточной мощности и напряжения (максимальное напряжение 160 Вольт). По вопросу технологического присоединения жилого дома к электросетям необходимо обратиться в ОАО "Сетевая Компания".
В соответствии с ответом ОАО "Сетевая Компания" устанавливалось следующее.
В связи со вступившими в законную силу изменениями в Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.01.2019 года в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (п.п.1.2 п.8.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861).
Таким образом, в связи с расположением земельного участка, принадлежащего <_> - [физическому лицу], на территории СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла", ОАО "Сетевая Компания" указывало на необходимость обращения для подачи заявки на технологическое присоединение к Председателю СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла".
Руководствуясь вышеуказанным письмом ОАО "Сетевая Компания", Председатель СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла", <_> - [физическое лицо], выступая в интересах <_> - [физического лица], подал заявку N <_> - [номер заявки]на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Тем не менее, со стороны ОАО "Сетевая Компания" был дан ответ (исх.N <_> - [исходящий номер письма] от <_> - [дата]), идентичный по смыслу ответу (исх.N <_> - [исходящий номер письма] от <_> - [дата]), где вновь указывалось на необходимость обращения для подачи заявки на технологическое присоединение к Председателю СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла".
Таким образом, на настоящий момент подача электроснабжения на участок, расположенный на территории СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла", не производится, в соответствии с ответом СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" не имеется технической и технологической возможности для подключения указанного участка к линии электроснабжения СНТ. Тем не менее, заявка N<_> - [номер заявки] от <_> - [дата] Председателя СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" на технологическое присоединение к сетям ОАО "Сетевая компания" жилого дома, расположенного по адресу: <_> - [адрес местонахождения], надлежащим образом не рассмотрена и отклонена необоснованно.
В связи с изложенным, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что указанные действия ОАО "Сетевая компания" содержат признаки нарушения ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ОАО "Сетевая компания" о дате, времени и месте составления протокола было извещено надлежащим образом, что подтверждается присвоенным входящим номером в системе электронного документооборота "Практика".
В день составления протокола по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "Сетевая компания" по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в Татарстанское УФАС России представитель ОАО "Сетевая компания" не явился, извещен надлежащим образом.
Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении было назначено на 15 октября 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г.Казань, ул.Московская, 55 (2 этаж, зал заседаний).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N016/04/9.21-1600/2019 представителем ОАО "Сетевая компания" сообщалось следующее.
На основании статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства (далее договор ТП), заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Порядок присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 (2) Правил действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Согласно пункту 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Абзацем 2 пункта 8 (5) Правил предусмотрено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
Согласно положениям пунктов 1 и 4 статьи 26 ФЗ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение носит однократный характер и смена собственника энергопринимающих устройств не требует повторного технологического присоединения.
30.05.2016 <_> - [физическое лицо] обратился с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: <_> - [адрес местонахождения].
В ходе совместного осмотра земельного участка заявителя с участием председателя СНТ <_> - [физического лица] было установлено, что энергопринимающее устройство <_> - [физического лица] располагается территории СНТ "Сад казанского железнодорожного узла" (далее - СНТ) и оно присоединено к электрическим сетям данного садоводческого товарищества, что подтверждается актом осмотра N<_> - [номер акта].
Вместе с этим, в целях установления наличия выделяемой мощности на земельный участок N <_> - [номер участка] у председателя СНТ была истребована соответствующая информация, который в справке от 07.06.2016 подтвердил законность присоединения энергопринимающего устройства <_> - [физического лица] к электрическим сетям сада и о выделении на него мощности в рамках договора энергоснабжения. Документами, подтверждающими технологическое присоединение СНТ "Сад казанского железнодорожного узла" являются акт разграничения балансовой принадлежности сторон и договор энергоснабжения.
На том основании, что однократность технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного на земельном участке <_> - [физического лица] была надлежащим образом установлена, указанному заявителю был направлен мотивированный отказ в повторном технологическом присоединении.
В виду того, что энергопринимающее устройство <_> - [физического лица] уже ранее было однократно присоединено к электрическим сетям СНТ с помощью общего имущества некоммерческой организации, то вопросы вопрос об изменении технических характеристик как своего энергопринимающего устройства, так и объектов электросетевого хозяйства СНТ должны рассматриваться на общем собрании членов некоммерческой организации, так как согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Указанное свидетельствует о том, что данные обстоятельства не являются основанием для подачи самостоятельной заявки на технологическое присоединение в ОАО "Сетевая компания".
В период с 2018 по 2019 годы <_> - [физическое лицо] еще трижды обращался с заявками на технологическое присоединение в ОАО "Сетевая компания", осуществив самостоятельное отключение своего энергопринимающего устройства от электрических сетей СНТ, однако действующие нормативные документы в области электроэнергетики также не предусматривают условий для подачи заявки на технологическое присоединение на основании такого факта. В связи с этим, <_> - [физическому лицу] было повторно отказано в технологическом присоединении.
Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что факт однократного технологического присоединения энергопринимающего устройства <_> - [физического лица] к электрическим сетям установлен и, в рассматриваемом случае, в целях соблюдения требований нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики, повторное присоединение такого заявителя к электрическим сетям произведено быть не может.
В то же время Заявителем, <_> - [физическим лицом], было пояснено, что на территории СНТ имеются объекты, непосредственно присоединенные к сетям указанной организации.
В связи с необходимостью запроса дополнительных сведений и документов, Татарстанским УФАС России Определением об отложении и продлении сроков рассмотрения дела рассмотрение настоящего дела было отложено на 05 ноября 2019 года в 15 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Сетевая компания" были представлены сведения и документы, содержащие сведения о том, что из семи обратившихся заявителей, чьи энергопринимающие устройства находятся на территории СНТ, только с одним из них (<_> - [физическое лицо]) был заключен договор об осуществлении технологического присоединения, ввиду неподтверждения правлением садового товарищества факта выделения мощности на земельный участок и отсутствия его присоединения к сетям сада.
В отношении остальных заявителей были направлены мотивированные отказы в связи с установлением факта однократности технологического присоединения к сетям СНТ.
В связи с необходимостью запроса дополнительных сведений и документов, Татарстанским УФАС России Определением об отложении и продлении сроков рассмотрения дела рассмотрение настоящего дела было отложено на 12 ноября 2019 года в 15 часов 00 минут.
В связи с необходимостью запроса дополнительных сведений и документов, Татарстанским УФАС России Определением об отложении и продлении сроков рассмотрения дела рассмотрение настоящего дела было отложено на 26 ноября 2019 года в 14 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения настоящего дела 26 ноября 2019 года со стороны ОАО "Сетевая компания" были предоставлены дополнительные пояснения относительно обстоятельств делу, а также представлены копии документов, подтверждающих факт отсутствия выделения на объект, принадлежащий <_> - [физическому лицу], мощности, а также факт отсутствия присоединения его к сетям СНТ.
В связи с необходимостью изучения представленных материалов, а также привлечения к рассмотрению представителя СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла", рассмотрение дела N016/04/9.21-1600/2019 было отложено. Определением об отложении рассмотрения административного дела рассмотрение дела было назначено на 17 декабря 2019 года в 16 часов 00 минут.
17 декабря 2019 года, руководствуясь частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ, рассмотрение дела N016/04/9.21-1600/2019 было отложено. Определением об отложении рассмотрения административного дела рассмотрение дела было назначено на 26 декабря 2019 года в 15 часов 45 минут.
26 декабря 2019 года со стороны ОАО "Сетевая компания", СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла" были даны пояснения, что между указанными лицами был заключен договор в связи с увеличением выделяемой мощности. Руководствуясь частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ, рассмотрение дела N016/04/9.21-1600/2019 было отложено. Определением об отложении рассмотрения административного дела рассмотрение дела было назначено на 23 января 2020 года в 16 часов 00 минут.
18 февраля 2020 года со стороны ОАО "Сетевая компания" поступило ходатайство о привлечении к рассмотрению настоящего дела Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
В ходе рассмотрения дела 23 января 2020 года со стороны ОАО "Сетевая компания", Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани даны устные пояснения относительно обстоятельств по делу.
Помимо этого, со стороны СНТ были представлены сведения и документы, подтверждающие, что <_> - [физическое лицо] был приглашен для согласования подключения его участка к сетям СНТ 16 февраля 2020 года.
В связи с неявкой указанного лица на вышеуказанное мероприятие, был составлен Акт от 16 февраля 2020 года, подписанный председателем Правления, заместителем председателя и бухгалтером СНТ.
Определением об отложении административного дела рассмотрение дела было назначено на 05 марта 2020 года.
В ходе рассмотрения дела 05 марта 2020 года участниками были представлены устные пояснения относительно обстоятельств по делу.
Изучив материалы административного дела N016/04/9.21-1600/2019 Татарстанское УФАС Росси приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, на основании представленной заявки
Указанное свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения заявки на технологическое присоединение сетевая организация либо заключает договор технологического присоединения, либо отказывает в его заключении предоставляя письменный отказ. Соответственно, событием административного правонарушения в данном случае может являться именно выдача неправомерного отказа в технологическом присоединении по результатам рассмотрения заявки на технологическое присоединение, которое ущемляет законное право заявителя на технологическое присоединение.
Как усматривается из материалов дела, <_> - [физическое лицо] с 2016 года обращался ОАО "Сетевая компания" с самостоятельной заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: <_> - [адрес местоположения]. По результатам рассмотрения указанной заявки было установлено, что энергопринимающее устройство указанного заявителя надлежащим образом присоединено к электрическим сетям сада, мощность для энергопринимающего устройства в надлежащем порядке выделена из общей мощности садоводческого товарищества, то есть, установлен факт однократности технологического присоединения. Учитывая вышеизложенные обстоятельства в 2016 году <_> - [физическому лицу] было отказано в повторном технологическом присоединении.
Необходимо отметить тот факт, что положения действующего законодательства об электроэнергетике в совокупности с Правилами не содержат в себе условий, позволяющих повторно присоединиться к электрическим сетям в случае, если такое присоединение уже однажды было осуществлено, более того, самовольное отключение от электрических сетей, что имеет место быть в рассматриваемом случае, или последующая смена собственника энергопринимающего устройства также не предоставляют право заявителю на повторное подключение к электрическим сетям.
В виду сложившихся обстоятельств, следует сделать вывод о том, что <_> - [физическое лицо] реализовал свое право на технологическое присоединение в 2016 году, которое было осуществлено через электрические сети СНТ "Сад Казанского железнодорожного узла".
Арбитражный суд Поволжского округа в постановлениях по делу N ФОБ-29654/2018 от 14.02.2018 и по делу NА65-8988/2О17 от 29.01.2018 однозначно сделал вывод о том, что при установлении факта однократности технологического присоединения энергопринимающего устройства, которое располагается на территории СНТ, его владелец не имеет право на повторное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, то есть его права не ущемлены. Указанное свидетельствует, что сетевая организация не при каких обстоятельствах в силу закона не должна заключать с таким заявителем новый договор технологического присоединения при получен- заявки от такого заявителя.
Таким образом, действия ОАО "Сетевая компания" по отказу от заключения договора технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <_> - [адрес местоположения] не нарушают требования, установленные частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так как действующим законодательством предусмотрена однократность технологического присоединения энергопринимающего устройства.
Руководствуясь статьями 24.5, 28.9, 29.1 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении N016/04/9.21-1600/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица - ОАО "Сетевая компания" (ИНН 1655049111), прекратить.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2020