по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
05 марта 2020 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя организатора торгов - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (173000, Великий Новгород, ул. Фёдоровский ручей, д. 6; далее - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях) "_.",
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 5505053356, 644109, Омская область, г. Омск, ул. Молодова, д. 20, кв. 225; далее - ООО "Фортуна") надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, на рассмотрение жалобы не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу ООО "Фортуна" на действия организатора торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях при проведении торгов по продаже государственного и муниципального имущества в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (Земельный участок площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, РНФИ П11600001830, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д. 7 с объектом недвижимого имущества на нём, кадастровый номер 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, состоящим из комплекса строений: служебно-бытового помещения, площадью 103,7 кв. м., склада N 2, площадью 88,7 кв. м., склада N 3, площадью 68,4 к. м., растворного узла, площадью 140,1 кв. м), извещение 130220/0007634/03 (лот N 1) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) 13.02.2020,
УСТАНОВИЛА:
27.02.2020 вх. N 1273 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Фортуна" на действия организатора торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях при проведении торгов по продаже государственного и муниципального имущества в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (Земельный участок площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, РНФИ П11600001830, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д. 7 с объектом недвижимого имущества на нём, кадастровый номер 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, состоящим из комплекса строений: служебно-бытового помещения, площадью 103,7 кв. м., склада N 2, площадью 88,7 кв. м., склада N 3, площадью 68,4 к. м., растворного узла, площадью 140,1 кв. м), извещение 130220/0007634/03 (лот N 1) о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.02.2020 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
По мнению подателя Жалобы, организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях при размещении извещения о проведении торгов по продаже государственного и муниципального имущества в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (Земельный участок площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, РНФИ П11600001830, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д. 7 с объектом недвижимого имущества на нём, кадастровый номер 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, состоящим из комплекса строений: служебно-бытового помещения, площадью 103,7 кв. м., склада N 2, площадью 88,7 кв. м., склада N 3, площадью 68,4 к. м., растворного узла, площадью 140,1 кв. м), допущено нарушение требований Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в части установления требования о внесении задатка на счет продавца - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, тогда как блокирование денежных средств на специальном счете участника аукциона в размере задатка осуществляется оператором электронной площадки, на которой размещены рассматриваемые торги - "Росэлторг" (подраздел "Реализация имущества"), - Акционерным обществом "Единая электронная торговая площадка" (далее - АО "ЕЭТП"), при подготовке и подаче соответствующей заявки на участие в аукционе.
При этом податель Жалобы - ООО "Фортуна" отмечает, что указанное выше условие о блокировании денежных средств оператором электронной площадки - АО "ЕЭТП" при подаче заявки на участие в аукционе установлено соответствующим регламентом электронной площадки "Росэлторг", а именно: "4.2.3.3. Если требование о внесении обеспечения участия в процедуре не было установлено Организатором торгов или требование о внесении обеспечения участия в процедуре установлено Организатором торгов на расчетный счет Заказчика, принимать от Заявителя заявку на участие с возможностью блокирования средств Заявителя в объеме, указанном в п. 4.2.2. настоящего Регламента с отрицательным остатком, но не передавать ее для рассмотрения Организатору торгов в случае наличия отрицательного остатка на Лицевом счете Заявителя на момент окончания даты приема заявок, указанного в извещении о проведении процедуры".
Кроме того податель Жалобы - ООО "Фортуна" отмечает, что им был направлен запрос организатору торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях с требованием разъяснить указанное противоречие, однако был получен однозначный ответ о необходимости внесения задатка на счет продавца - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, указанный в информационном сообщении о проведении рассматриваемых торгов.
Таким образом, ООО "Фортуна" просит приостановить процедуру осуществления рассматриваемого аукциона и обязать организатора торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Организатор торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на неё (исх. N 53-ТП/1266 от 02.03.2020, вх. N 1397 от 03.03.2020 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Требование о внесении задатка на счет продавца - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях установлено в пункте 9.1 информационного сообщения о проведении рассматриваемых торгов в соответствии с положениями Закона о приватизации.
Однако, при размещении рассматриваемых торгов на электронной площадке "Росэлторг" организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях не была учтена особенность работы данной электронной площадки, согласно которой при указании при заполнении электронных форм при размещении торгов на электронной площадке на необходимость внесения задатка в конкретной сумме, соответствующая обязанность по блокированию денежных на специальных счетах участников аукциона в размере задатка осуществляется оператором электронной площадки - АО "ЕЭТП".
При этом, организатор торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях отмечает, что данная особенность не указана в Регламенте размещения процедур по продаже и аренде государственного или муниципального имущества с использованием электронной площадки "Приватизация имущества" АО "ЕЭТП" (редакция N 2 от 30.09.2015, N 3 от 29.04.2016, N 4 от 10.05.2016, N 5 от 01.11.2016, N 6 от 24.08.2017, N 7 от 11.10.2017, N 8 от 28.11.2019, N 9 от 13.02.2020), утвержденном генеральным директором АО "ЕЭТП" и размещенном на официальном сайте электронной площадки "Росэлторг" в сети "Интернет" по адресу: https://www.roseltorg.ru/_flysystem/webdav/2020/02/13/inline-files/reglam _178fz.pdf (далее - Регламент), а также в других документах и инструкциях электронной площадки "Росэлторг".
Вместе с тем, при поступлении в адрес организатора торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях уведомления о рассмотрении настоящей Жалобы, им были предприняты меры по выяснению причин возникновения и устранению указанного подателем Жалобы противоречия. МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях обратилось за разъяснениями к оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" и получив от него соответствующие инструкции внесло изменения в электронную форму информационного сообщения о проведении рассматриваемых торгов на электронной площадке "Росэлторг", устранив указанное противоречие.
Таким образом, организатор торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях полагает, что им не было допущено нарушений Закона о приватизации и просит признать Жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях поддержал письменные возражения на неё в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о приватизации аукцион является открытым по составу участников.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт http://torgi.gov.ru.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет". Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о приватизации продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.
13.02.2020 организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях на официальном сайте было размещено извещение N 130220/0007634/03 (лот N 1) о проведении торгов по продаже государственного и муниципального имущества в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (Земельный участок площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, РНФИ П11600001830, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д. 7 с объектом недвижимого имущества на нём, кадастровый номер 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, состоящим из комплекса строений: служебно-бытового помещения, площадью 103,7 кв. м., склада N 2, площадью 88,7 кв. м., склада N 3, площадью 68,4 к. м., растворного узла, площадью 140,1 кв. м).
Согласно информации официального сайта по извещению N 130220/0007634/03 дата и время начала и окончания подачи заявок и проведения аукциона установлены организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в соответствии с вышеуказанными положениями Закона о приватизации (часть 2 статьи 15, часть 4 статьи 18 Закона о приватизации):
дата начала приема заявок: 14 февраля 2020 г.;
дата окончания приема заявок: 16 марта 2020 г.;
дата определения участников: 19 марта 2020 г.;
дата аукциона: 24 марта 2020 г.
В соответствии с частью 1 статьи 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 32.1 Закона о приватизации сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества.
Согласно части 3 статьи 32.1 Закона о приватизации проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В случае, если юридическое лицо, действующее по договору с собственником имущества, включено в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и соответствует дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, привлечение иного оператора электронной площадки не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме" утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества, специализированного аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения и без объявления цены в соответствии с требованиями, установленными Законом о приватизации и настоящим Положением.
Согласно пункту 3 Положения проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки.
Продавец привлекает оператора электронной площадки из числа операторов электронной площадки, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом, в соответствии с пунктом 4 Положения продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает соблюдение требований Федерального закона о приватизации, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, регулирующих продажу имущества;
б) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего продаже имущества;
в) определяет в случаях, установленных Федеральным законом о приватизации, начальную цену продажи имущества, цену первоначального предложения и цену отсечения при проведении продажи имущества посредством публичного предложения, единую цену продажи при проведении специализированного аукциона, а также "шаг аукциона" и "шаг понижения";
г) принимает решение о привлечении оператора электронной площадки, заключает с ним договор;
д) утверждает электронную форму заявки на участие в продаже имущества;
е) определяет по согласованию с оператором электронной площадки даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества;
ж) определяет размер, срок и условия внесения физическими и юридическими лицами задатка на участие в продаже имущества на аукционе, конкурсе, продаже имущества посредством публичного предложения, а также иные условия договора о задатке;
з) заключает с претендентами договоры о задатке в случаях, установленных настоящим Положением;
и) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
к) организует подготовку в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом "О персональных данных" и настоящим Положением;
л) принимает по основаниям, установленным Федеральным законом о приватизации, решение о признании претендентов участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом;
м) определяет победителя продажи имущества и подписывает протокол об итогах продажи имущества;
н) производит расчеты с претендентами, участниками и победителем;
о) заключает с победителем договор купли-продажи в форме электронного документа;
п) обеспечивает передачу имущества победителю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;
р) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения оператор электронной площадки в соответствии со своим внутренним регламентом на основании заключенного с продавцом договора:
а) обеспечивает возможность регистрации продавца и претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открывает продавцу рабочий раздел на электронной площадке, доступ к которому имеет только продавец, а также раздел, доступ к которому имеют только продавец и участники (далее - закрытая часть электронной площадки);
б) размещает электронную форму заявки;
в) обеспечивает регистрацию претендентов на электронных площадках в порядке, установленном в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
г) обеспечивает принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;
д) обеспечивает подачу претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
е) обеспечивает уведомление претендентов о принятом продавцом решении о признании их участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления, предусмотренные настоящим Положением;
ж) обеспечивает равный доступ участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;
з) обеспечивает размещение на электронной площадке информации о ходе проведения продажи имущества в соответствии с требованиями Федерального закона о приватизации и настоящего Положения;
и) обеспечивает конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу;
к) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 4.1 информационного сообщения о проведении в электронной форме аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д.7, площадью 1648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества с кадастровым номером 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, размещенного на официальном сайте (далее - Информационное сообщение) место подачи (приема) заявок: www.roseltorg.ru.
14.02.2020 организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях на официальном сайте оператора электронной площадки "Росэлторг" - АО "ЕЭТП" https://www.roseltorg.ru было размещено извещение N 178fz13022000049 о проведении рассматриваемых торгов (далее - Извещение). К данному Извещению прикреплены файлы, в том числе Информационное сообщение, размещенные организатором торгов на официальном сайте по рассматриваемому аукциону.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Закона о приватизации для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Закона о приватизации (пункт 7 части 3 статьи 15, часть 6 статьи 18 Закона о приватизации) организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в Информационном сообщении установлено следующее:
"3.7. Начальная цена (лота) - 1 725 925 (один миллион семьсот двадцать пять тысяч девятьсот двадцать пять) руб. 00 коп., с учетом НДС";
"3.9. Размер задатка - 345 185,00 (триста сорок пять тысяч сто восемьдесят пять) руб. 00 копеек без учета НДС".
Порядок внесения задатка установлен организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в пункте 9.1 Информационного сообщения в следующем виде:
"9.1.1. Настоящее информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
Задаток вносится в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом:
Получатель: УФК по Новгородской области (МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях), ИНН/КПП 5321134051/532101001, л/с 05501А18240 в УФК по Новгородской области, р/с 40302810400001000005 ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОД, Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, БИК 044959001, ОКТМО 49701000.
Назначение платежа: задаток для участия в аукционе по продаже земельного участка площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества состоящим из комплекса строений, по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Дновская, д. 7, без учета НДС.
9.1.2. Задаток вносится единым платежом.
9.1.3. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет Продавца, является выписка с указанного лицевого счета".
Из вышеизложенного следует, что Информационное сообщение в части определения размер задатка, срока и порядка его внесения, соответствует требованиям Закона о приватизации.
Вместе с тем, на электронной торговой площадке "Росэлторг" в разделе 7 "Аукцион" Регламента также установлены требования к осуществлению процедуры проведения аукциона по продаже государственного и муниципального имущества в рамках Закона о приватизации.
Согласно пункту 7.1 Регламента под аукционом на право заключить договор понимается процедура, при которой Продавец (в соотв. с Регламентом - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или Министерство обороны Российской Федерации (в отношении высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) или иные лица, определенные в соответствии Законом о приватизации и приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, а при продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовымиактами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления) определяет победителем процедуры Участника (в соотв. с Регламентом - Претендент, подавший заявку на участие в процедуре и допущенный Продавцом к участию в процедуре по итогам рассмотрения поданной заявки), предложившего наиболее высокую цену договора.
Согласно пункту 7.2 Регламента для участия в продаже имущества на аукционе Претенденты (в соотв. с Регламентом - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированное (аккредитованное) на электронной площадке с правом подачи заявки на участие в процедурах, объявленных Продавцом) перечисляют задаток в размере 20 (двадцати) процентов начальной цены продажи имущества в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества и заполняют размещенную в АС Оператора (в соотв. с Регламентом - программно-аппаратный комплекс Оператора электронной площадки, разработанный в соответствии с требованиями действующего законодательства и предназначенный для проведения процедур в электронной форме) форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении процедуры.
Согласно пункту 7.3 Регламента процедура аукциона проводится путем повышения начальной цены имущества Претендентами, допущенными Продавцом и признанными Участниками аукциона. Заявки на участие Претендентов должны содержать документы и сведения, указанные Продавцом в информационном сообщении об аукционе.
Согласно пункту 7.5 Регламента организация и проведение аукциона состоит из следующих этапов:
"7.5.1. Публикация на электронной площадке Продавцом информационного сообщения о проведении аукциона.
7.5.2. Подача заявок на участие в аукционе Претендентами, зарегистрированными (аккредитованными) на электронной площадке, осуществляется в форме электронного документа в соответствии с правилами и требованиями Продавца, установленными в информационном сообщении о проведении аукциона и документации об аукционе, в случае формирования таковой Продавцом. Подача заявок Претендентами осуществляется в соответствии с РП (в соотв. с Регламентом - документ, содержащий основные сведения о назначении и условиях применения АС Оператора, особенности использования при выполнении функций, обеспечивающих основную деятельность по проведению различных видов процедур в электронной форме, а также функций, обеспечивающих деятельность по получению необходимой информации о проводимых процедурах и непосредственному участию в них. Руководство пользователя размещено в личном кабинете пользователя)_".
Из вышеизложенного следует, что Регламент обязует потенциальных участников аукциона по продаже государственного и муниципального имущества при подаче заявки на участие в нем следовать положениям, установленным организатором торгов (продавцом) в информационном сообщении, в т.ч. и в части перечисления задатка.
Вместе с тем, Регламент одновременно содержит и иные требования к предоставлению участниками электронных процедур торгов (в т.ч. аукционов по продаже государственного и муниципального имущества) задатков.
А именно, в разделе 14 "Подача заявки на участие в процедуре" Регламента установлено следующее:
"14.5. В целях обеспечения возможности установления Продавцом факта поступления задатка АС Оператора осуществляет на Лицевом счете (в соотв. с Регламентом - счет, открываемый Оператором Претенденту на основании его заявления, направляемого Оператору в процессе прохождения процедуры регистрации (аккредитации) на электронной площадке в качестве Претендента, используемый для учета свободных (неблокированных) денежных средств Претендента, перечисленных на Счет Оператора электронной площадки в целях обеспечения участия в процедурах, а так же денежных средств, блокированных на счете Претендента в соответствии с положениями настоящего Регламента) Претендента, открытом в аналитическом учете, блокировку денежных средств в размере задатка, предусмотренном информационным сообщением о проведении такой процедуры, при условии наличия на Лицевом счете этого Претендента необходимой суммы денежных средств, в отношении которой не осуществлено блокирование при участии в иных процедурах. При отсутствии денежных средств на Лицевом счете Претендента в размере задатка, предусмотренном информационным сообщением о проведении такой процедуры, Оператор направляет Претенденту соответствующее уведомление";
"14.8. Претендент вправе отозвать заявку на участие в аукционе, конкурсе, продаже посредством публичного предложения до признания Претендента Участником, заявку на участие в специализированном аукционе - до даты окончания приема заявок на участие, заявку на участие в аукционе(аренда) - не позднее даты начала рассмотрения заявок на участие в соответствии с РП. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня отзыва заявки на участие в аукционе, конкурсе, продаже посредством публичного предложения и аукционе (аренда) АС Оператора автоматически прекращает блокирование денежных средств Претендента в размере задатка на участие в процедуре".
Кроме того, Регламентом установлено следующее:
"15.8. В срок не позднее 1 (одного) рабочего дня после окончания рассмотрения заявок осуществляется прекращение блокирования операций по счету Претендента, не допущенного к участию в процедуре, в отношении денежных средств в размере задатка_
16.5. После подтверждения заключения договора в электронной форме Оператор продолжает блокировать денежные средства на Лицевом счете победителя в размере задатка до момента получения Оператором от Продавца поручения на перевод задатка такого Участника на расчетный счет Продавца, если иное не предусмотрено законодательством РФ_
16.7. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления Оператору уведомления об отказе Продавца от заключения договора, Оператор электронной торговой площадки прекращает блокирование денежных средств на Лицевом счете победителя в размере задатка (в случае, если блокировка денежных средств в размере задатка предусмотрена законодательством РФ и настоящим Регламентом).
16.8. В случае, если Продавец опубликовал протокол отказа в связи с уклонением Победителя процедуры от заключения договора Оператор продолжает блокировать денежные средства такого Участника до момента получения Оператором от Продавца поручения на перевод задатка такого Участника на расчетный счет Продавца (в случае, если блокировка денежных средств предусмотрена законодательством РФ и настоящим Регламентом).
16.9. Оператор АС прекращает блокирование и осуществляет перевод данных денежных средств Продавцу в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Оператором от Продавца поручения на перевод данных денежных средств_".
Таким образом, Регламент действительно допускает два способа предоставления потенциальными участниками аукциона по продаже государственного и муниципального имущества при подаче ими заявки на участие в нем задатка в размере, установленном организатором торгов (продавцом):
перечисление денежных средств в сумме, указанной в информационном сообщении на счет продавца по реквизитам, указанным в данном сообщении;
блокирование оператором электронной площадки денежных средств на специальном счете участника аукциона при подаче им заявки, с последующим снятием блокировки в отношении участников, не допущенных к участию в торгах и не признанных победителями торгов, и перечислением денежных средств в указанной сумме на счет продавца - в отношении участника, признанного победителем торгов.
При этом, ни Регламентом, ни инструкциями размещенными на сайте оператора электронной площадки (Видеоинструкция продавца имущества - https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/sale/sale_178, и т.п.) не установлен подробный порядок взаимодействия организатора торгов (продавца) и оператора электронной площадки в части выбора способа внесения потенциальными участниками аукциона по продаже государственного и муниципального имущества задатка. А именно, как отмечал, организатор торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в своих возражениях на жалобу, в указанных документах не определены функциональные особенности электронной площадки, позволяющие осуществить выбор способа предоставления задатка.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях организатора торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях нарушений законодательства Российской Федерации в сфере осуществления обязательных торгов по реализации государственного и муниципального имущества при осуществлении им рассматриваемого аукциона.
Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что как было указано организатором торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской, противоречие в части способа перечисления задатка имеющееся при осуществлении рассматриваемого аукциона, указанное подателем Жалобы и нарушающее по его мнению его права, было устранено. Организатор торгов - МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской, после консультации с оператором электронной площадки - АО "ЕЭТП" внес изменения в сообщение о проведении рассматриваемого аукциона, размещенное на электронной площадке "Росэлторг", и в настоящее время блокировка денежных средств в размере задатка на специальном счете потенциального участника аукциона оператором электронной площадке не осуществляется, а задаток вносится путем перечисления денежных средств на счет организатора торгов (продавца), как это указано в Информационном сообщении.
Каких-либо, иных нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации в ходе рассмотрения Жалобы не выявлено.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 5505053356, 644109, Омская область, г. Омск, ул. Молодова, д. 20, кв. 225) на действия организатора торгов - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (173000, Великий Новгород, ул. Фёдоровский ручей, д. 6) при проведении торгов по продаже государственного и муниципального имущества в форме аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (Земельный участок площадью 1 648 кв. м, кадастровый номер 60:27:0140522:24, РНФИ П11600001830, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Дновская, д. 7 с объектом недвижимого имущества на нём, кадастровый номер 60:27:0140522:75, РНФИ П12600005637, состоящим из комплекса строений: служебно-бытового помещения, площадью 103,7 кв. м., склада N 2, площадью 88,7 кв. м., склада N 3, площадью 68,4 к. м., растворного узла, площадью 140,1 кв. м), извещение 130220/0007634/03 (лот N 1) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru 13.02.2020, необоснованной.
Председатель Комиссии
|
И.А. Куриков
|
Члены Комиссии
|
А.В. Петрова
|
|
М.Е. Фомин
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2020