Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (.....), в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) об административном правонарушении от 07.02.2020 и другие материалы дела N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр Авиа" (....) по части 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя ООО "ЦА",
УСТАНОВИЛ:
07.02.2020 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России (.....) в отношении ООО "Центр Авиа" посредством вынесения определения возбуждено дело об административном правонарушении N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования по нему.
Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.
29.11.2019 Комиссией Ивановского УФАС России принято решение, которым действия ООО "Центр Авиа" признаны нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В указанном решении установлено, что ООО "Центр Авиа" согласно свидетельству соответствия от 27.03.2018 N АНО.022 является оператором аэропорта Иваново "Южный", имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 26.12.2017 NАД00087.
Сертификатом соответствия от 29.09.2016 NАТО270716.007 удостоверено, что ООО "Центр Авиа" соответствует требованиям, предъявляемым к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок, изложенным в Федеральных авиационных правилах "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных Приказом ФС ВТ России от 18.04.2000 N89.
В приложении к сертификату указаны сферы деятельности ООО "Центр Авиа": прием, хранение, подготовка к выдаче, выдача на заправку и заправка ВС авиатопливами, изготовленными по ГОСТ10227; прием, хранение, подготовка к выдаче и дозирование в топливо ПВК жидкости "И-М", изготовленной по ОСТ 54-3-17573-99; прием, хранение, подготовка к выдаче и выдача в спецмашины ПОЖ, изготовленных по ТУ_
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 27.08.2019 ООО "Центр Авиа" осуществляет основной вид деятельности "Деятельность аэропортовая" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС N52.23.11), а также дополнительные виды деятельности (в авиационной сфере): предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов, включая косметические (ОКВЭД 33.16); обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения (ОКВЭД 52.23.12); деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (ОКВЭД 52.23.19).
На сайте htt://ivanovo.aero в разделе "Партнерам" размещена вкладка "Тарифы и сборы от 25.05.2019", переходя по которой открывается Приложение N1 к приказу от 17.05.2019 N59-1 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново".
Из Приложения N1 к приказу от 17.05.2019 N59-1 следует, что ООО "Центр Авиа" установлены тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров, хранение авиационного топлива и обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом.
До издания и введения в действие приказа от 17.05.2019 N59-1 действовал и применялся Приказ ООО "Центр Авиа" от 25.10.2018 N139, которым утверждались и вводились в действие аэронавигационные и аэропортовые тарифы, сборы за обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Иваново в соответствии с Приложением N1.
15.06.2018 Приказом N80-1 установлены тарифы за взлет-посадку и сбор за обеспечение авиационной безопасности.
На основании положений статьи 3, статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ООО "Центр Авиа" на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново".
Решением Комиссии от 29.11.2019 по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) действия ООО "Центр Авиа", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново", выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, признаны нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Из изложенного прихожу к выводу, что наличие доминирующего положения ООО "Центр Авиа" и злоупотребление доминирующим положением подтверждаются решением Комиссии по рассмотрению дела N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004).
Злоупотребление ООО "Центр Авиа" доминирующим положением, последствия которого отражены в решении N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004), в силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Таким образом, правовые основания для возбуждения дела N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении ООО "Центр Авиа" имелись.
Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001), а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. О дате, времени и месте составления протокола по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ ООО "Центр Авиа" уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует получение определения о возбуждении дела об административном правонарушении N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) и проведении административного расследования от 09.01.2020, в котором указаны дата, время и место явки для дачи объяснений и составление протокола по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (уведомление N15397143577547 от 11.01.2020), а также факт предоставления ООО "Центр Авиа" письма от 14.01.2020 в соответствии с указанным определением.
О дате, времени и месте рассмотрения дела N037/04/14.31-5/2020 (02-22/2020-001) ООО "Центр Авиа" уведомлено своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N15397144540878.
На рассмотрение дела законный представитель ООО "Центр Авиа" не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Учитывая факт надлежащего уведомления ООО "Центр Авиа" о дате, времени, месте рассмотрения дела, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Центр Авиа".
Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, имели место.
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2).
Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах, определен Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования тарифов и сборов), а также Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила взимания платы за обслуживание), утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 N241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N241).
В соответствии с 1.5 Правил формирования тарифов и сборов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293. Согласно данному Перечню государственному регулированию подлежат:
1. обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,
2. предоставление аэровокзального комплекса,
3. обеспечение авиационной безопасности,
4. обслуживание пассажиров,
5. обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,
6. хранение авиационного топлива.
Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293 (далее - Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом, из п. 5 Положения следует, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Пунктом 7 Положения определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 8 Положения).
Из п. 11 Положения следует, что государственное регулирование тарифов осуществляется с применением следующих методов регулирования:
- метод экономически обоснованных затрат;
- метод сравнения аналогов (для аэропортов).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет выбор метода государственного регулирования тарифов для аэропортов, исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов с учетом особенностей, изложенных в методических указаниях (методиках) по вопросам государственного регулирования тарифов для конкретного метода регулирования.
Порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N293, определен в Методических указаниях по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31.10.2014 N238-т/2.
Регулируемые сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах рассчитываются на очередной финансовый год или на долгосрочный период регулирования, продолжительность которого определяется с учетом предложений субъекта регулирования и не превышает период, на который определяются прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2.2 настоящих Методических указаний (п. 7 Методических указаний).
Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что в целях определения сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:
- экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности;
- нормативная прибыль.
Расчет предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год или на каждый год долгосрочного периода регулирования (далее - прогнозируемый финансовый год) производится в текущем финансовом году. При этом осуществляется расчет экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли и необходимой валовой выручки субъекта регулирования на текущий и очередной финансовый год или на текущий финансовый год и на каждый прогнозируемый финансовый год. Расчеты осуществляются на базе отчетных данных субъекта регулирования за три года, предшествующие отчетному году, или с момента начала оказания регулируемых услуг субъектом регулирования, если с момента оказания регулируемых услуг субъектом регулирования прошло менее трех лет, и прогнозных данных на текущий финансовый год и на очередной финансовый год или на каждый прогнозируемый финансовый год по показателям, необходимым для выполнения расчетов в соответствии с настоящими Методическими указаниями (п. 10 Методических указаний).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом ФАС России. Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.
Осуществление деятельности ООО "Центр Авиа" по хранению и заправке ВС подтверждается, как следует из решения Комиссии от 29.11.2019, представленными договорами оказания услуг по хранению и заправке ВС N59844170348Д от 01.04.2018, договор NП13/А371-х/2 от 27.12.2018, договором хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) от 01.04.2017, стандартными соглашениями о наземном обслуживании, заключенными между ООО "Центр Авиа" и ООО Авиационная компания "Авиастар-ТУ" (N01-НО/1903 от 28.03.2019), АО "СибНИА-ТЕСТ" (N05-НО/1809 от 10.09.2018), а также счетами за оказанные услуги ООО "Центр Авиа", выставляемыми в адрес контрагентов в 2018 году.
Таким образом, действия ООО "Центр Авиа", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново", выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, приводят (могут привести) к ущемлению интересов контрагентов ООО "Центр Авиа", что является нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Статьей 14.31 КоАП РФ выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественных монополий и последствий, к которым привели действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных лиц).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено естественно монопольное положение ООО "Центр Авиа" на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново".
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Состав административного правонарушения образуют:
Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.
Объективная сторона состоит в совершении ООО "Центр Авиа" действий (самостоятельное установление тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов), которые привели к злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке "услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново", и результатом которых является (может явиться) ущемление интересов контрагентов ООО "Центр Авиа".
Субъект административного правонарушения - общество с ограниченной ответственностью "Центр Авиа".
С субъективной стороны - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО "Центр Авиа" требований законодательства, не выявлено.
В рассматриваемом случае, Общество имело возможность в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган в целях установления тарифов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, действия ООО "Центр Авиа"" являются правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново", выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, приводят (могут привести) к ущемлению интересов контрагентов ООО "Центр Авиа".
Дата обнаружения административного правонарушения - 29.11.2019 (дата изготовления решения в полном объеме).
Место совершения административного правонарушения - территория Лежневское Шоссе, д. 3, Ивановский район, Ивановская область (место нахождения ООО "Центр Авиа").
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность ООО "Центр Авиа" подтверждается решением Ивановского УФАС России по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004), Приложением N1 к приказу от 17.05.2019 N59-1 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново".
По общему правилу статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает административный штраф для юридических лиц, который составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Порядок расчета административного штрафа предусмотрен Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф выражается в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Годом выявления административного правонарушения считается год издания Приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 N11132/11 по делу NА26-9462/2010).
Приказ Ивановского УФАС России N049 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" по признакам нарушения ООО "Центр Авиа" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции издан 04.09.2019.
Следовательно, правонарушение считается выявленным в 2019 году, а штраф рассчитывается на основании выручки ООО "Центр Авиа" за 2018 год.
Под выручкой от реализации товаров понимается выручка, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.
Исходные данные, необходимые для расчета административного штрафа, представлены ООО "Центр Авиа" письмом от 13.01.2020 N4 (Вх.N172 от 17.01.2020):
- размер суммы выручки ООО "Центр Авиа" от реализации услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново" за 2018 год составил 43 402 700 руб.;
- совокупный размер выручки ООО "Центр Авиа" от реализации всех услуг (работ, товаров) за 2018 год составил 87 774 000 руб.
Таким образом, сумма выручки ООО "Центр Авиа" в 2018 году на товарном рынке, на котором совершено правонарушение, составила 43 402 700 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ определяются интервальные значения штрафа, подлежащего наложению на ООО "Центр Авиа" (от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение):
минимальный штраф = 43 402 700 * 0,003 = 130 208,1 руб.;
максимальный штраф = 43 402 700 * 0,03 =1 302 081 руб.
Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки ООО "Центр Авиа" от реализации всех товаров (работ, услуг) = 87 774 000 * 0,02 =1 755 480 руб.
Базовый штраф = минимальный штраф + (максимальный штраф - минимальный штраф)/2 = 130 208,1+(1 302 081-130 208,1)/2 =716 144,55 руб.
Обстоятельство (смягчающие/отягчающие) = (максимальный штраф - минимальный штраф)/8 = (1 302 081-130 208,1)/8 = 146 484,11 руб.
Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в рассматриваемом случае является - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении - пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО "Центр Авиа", является продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, а именно неисполнение Предписания Ивановского УФАС России от 29.11.2019 по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) - пункт 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Административный штраф = Базовый штраф + Отягчающие обстоятельства*n - Смягчающие обстоятельства*n = 716 144,55 + 146 484,11*1 - 146 484,11*1 = 716 144,55 руб.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не установлено.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в злоупотреблении доминирующим положением (правонарушение посягает на отношения, находящиеся под особым государственным контролем) и выражается в пренебрежительном отношении ООО "Центр Авиа" к исполнению своих публично-правовых обязанностей по государственному ценовому регулированию своей деятельности.
Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Повышенная опасность правонарушений в рассматриваемой области отношений определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции.
Следовательно, совершенное административное правонарушение причинило вред охраняемым общественным отношениям, так как действия Общества игнорируют установленные государством императивные положения, и привели к не соблюдению экономических интересов других хозяйствующих субъектов.
Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Руководствуясь ч. 2 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью "Центр Авиа" (.....) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 716 144,55 руб. (Семьсот шестнадцать тысяч сто сорок четыре рубля 55 копеек).
Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).
В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).
Руководитель управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 3 марта 2020 г. N 037/04/14.31-5/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.03.2020