Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ООО "Решение" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.02.2020 вх. N 5680-ЭП/20) ООО "Решение" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление прав использования программного обеспечения медицинской информационной системы на условиях простой (неисключительной) лицензии и оказание услуг по внедрению медицинской информационной системы (извещение N31908745007), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908745007 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление прав использования программного обеспечения медицинской информационной системы на условиях простой (неисключительной) лицензии и оказание услуг по внедрению медицинской информационной системы (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
10 967 979,68 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
04.02.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
06.02.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр., д.88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908745007 был заключен договор N 20000000000000082590 от 26.02.2020.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном допуске заявки ООО "Смарт Дельта Системс" к участию в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Решение" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/5779/20 от 27.02.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/5779/20 от 27.02.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки N 31908745007-02 от 10.02.2020 к участию в процедуре Закупки была допущена 1 заявка: ООО "Смарт Дельта Системс". По результатам рассмотрения заявок Закупочной комиссией было принято решение заключить договор с участником ООО "Смарт Дельта Системс".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участниками такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов к ценовому предложению не допускается.
Пунктом 5.1 тома 2 Документации установлено, что заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Как следует из п. 5.2.1 тома 2 Документации, участником процедуры закупки заполняется и подаётся одновременно с заявкой (Форма N1 Заявка на участие) информация о составе программного обеспечения медицинской информационной системы (далее - ПО МИС) по форме (Приложение N 4) к Тому 3 аукционной документации.
На основании п. 5.2.9 тома 2 Документации участник должен представить документы, подтверждающие, что исполнитель (участник процедуры закупки) является правообладателем или уполномочен правообладателем предоставлять лицензии третьим лицам (примечание: такими документами могут быть лицензионные соглашения, иные контракты/договоры или дилерские соглашения, в рамках которых исполнитель (участник процедуры закупки) вправе предоставлять заказчику от имени и в интересах правообладателя лицензии, а также сертификаты, письма от соответствующих официальных дистрибьюторов в России и т.п., либо письма от правообладателя, подтверждающие, что исполнитель (участник процедуры закупки) является уполномоченным лицом на заключение с третьими лицами лицензионных или сублицензионных договоров)
В соответствии с п. 5.2.9.1 тома 2 Документации участник должен представить свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) (при наличии), или предоставить (при наличии) копию страницы из Реестра программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), заверенную подписью, с печатью и датой, или предоставить (при наличии) сведения о направлении Заявки на регистрацию ПО, в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), или указать в информационном письме об отсутствии регистрации ПО, в Реестре Программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Согласно п. 5.2.9.4 тома 2 Документации участник должен представить документы, подтверждающие правомерность оказания услуг по внедрению ПО МИС (партнерское соглашение с правообладателем ПО МИС, дилерское соглашение, сертификат партнера, авторотационное письмо или иная документация).
Пунктом 4 тома 3 Документации (Техническое задание) установлены общие требования к ПО МИС.
Как следует из п. 4.3 тома 3 Документации (Техническое задание), ПО МИС должно обладать действующим сертификатом ФСТЭК РФ на клиентскую либо серверную часть ПО МИС (п. 4.1. ТЗ), выданным в соответствии с РД (руководящими документами), или ТУ (техническими условиями) (ЗБ (заданием по безопасности)) (согласно п.12 Приказ ФСТЭК РФ от 18.02.2013 N 21) с показателями защищённости:
4.3.1 "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" (Гостехкомиссия России, 1992) - не ниже 5 класса защищенности;
4.3.2 "Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" (Гостехкомиссия России, 1999) - не ниже 4 уровня или соответствовать уровню доверия не ниже 6 уровня, согласно приказа ФСТЭК РФ от 30.07.2018 г. N 131 (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2018 г., регистрационный N 52686) и информационному сообщению ФСТЭК РФ от 29.03.2019 г. N 240/24/1525.
Согласно п. 2.3.2.17 Положения о закупках к участию в аукционе допускаются участники, по всем критериям и требованиям соответствующие извещению и документации. Участники, не соответствующие указанным критериям и требованиям, не допускаются до участия в процедуре закупки.
Пунктом 4.2.1.1.1 тома 1 Документации установлено, что в случае если в составе заявки участника отсутствует или не в надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлен какой-либо документ (копия документа), предусмотренный томом 2, либо выявлена недостоверность сведений, содержащихся в указанных документах, или файл электронного документа не доступен для прочтения, такая заявка отклоняется от участия в процедуре Закупки.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в разделе Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации сведения о наличии у ООО "Смарт Дельта Системс" действующей лицензии ФСТЭК России на клиентскую либо серверную часть ПО МИС (п. 4.1. ТЗ), выданным в соответствии с РД (руководящими документами) или ТУ (техническими условиями) (ЗБ (заданием по безопасности)) отсутствуют. Исходя из вышеизложенного, Заявитель полагает, что условие, указанное в п. 4.3 тома 3 Документации (Техническое задание), участником ООО "Смарт Дельта Системс" не выполнено, то есть заявка ООО "Смарт Дельта Системс", по мнению Заявителя, не соответствовала требованиям Документации.
Представитель Организатора торгов пояснила, что предоставление в составе заявки сертификата, указанного в п. 4.3 тома 3 Документации (Техническое задание), не предусмотрено условиями Документации. Вместе с тем при заполнении информации о составе ПО МИС по форме приложения N 4 к тому 3 Документации, участник Закупки должен указать о наличии сертификата ФСТЭК РФ в соответствии с п. 4.3. тома 3 Документации у одной или нескольких составных частей ПО МИС (клиентской и/или серверной части).
Представитель Организатора торгов отметила, что при рассмотрении заявки N 3 (ООО "Смарт Дельта Системс") было выявлено, что участником предоставлен состав ПО МИС по форме приложения N 4 к тому 3 Документации, в котором указаны:
клиентская часть - Программный комплекс автоматизации управления медицинским учреждением - "Инфоклиника", правообладателем которой является ООО "Смарт Дельта Системс", и которая не имеет необходимого сертификата ФСТЭК.
серверная часть - Система управления базами данных "Ред "База Данных", правообладателем которой является ООО "Ред Софт", и которая имеет требуемый сертификат ФСТЭК.
DATAREON ESB, правообладателем которой является ООО "Датареон" и наличие сертификата ФСТЭК для которой не требуется, исходя из требований п. 4.3. тома 3 Документации.
Представитель Организатора торгов также отметила, что в составе заявки ООО "Смарт Дельта Системс" предоставлены документы, подтверждающие что участник является правообладателем или уполномочен правообладателем предоставлять лицензии третьим лицам, а именно:
1) На ПО "Инфоклиника" предоставлены:
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 13.02.2018 N РЗН 2018/6821 (которое также требовалось в соответствии с п. 5.2.9.5. тома 2 Документации);
Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ
N 2005610444, подтверждающее, что ООО "Смарт Дельта Системс" является правообладателем указанного ПО.
2) На ПО "Ред "База Данных" предоставлены:
Сертификат соответствия N 2729 от 08.10.2012, соответствующий требованиям п. 4.3. тома 3 Документации (который не требовался
в составе заявки);
Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ
N 2007612459, в соответствии с которым правообладателем ПО является
ООО "Корпорация "Ред Софт";
Уведомление о государственной регистрации отчуждения исключительного права по договору (дата государственной регистрации 23.06.2015, номер государственной регистрации РД0175663), в соответствии с которым исключительные права на ПО приобретены ООО "Ред Софт";
Письмо от 16.01.2020 N 15/01-20, в соответствии с которым
ООО "Ред Софт" подтверждает наличие у ООО "Смарт Дельта Системс" прав, необходимых для исполнения договора, заключаемого по результатам аукциона.
3) На ПО DATAREON ESB предоставлены:
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ
N 2018612637, в соответствии с которым правообладателем ПО является
ООО "АС";
Изменение в свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2018612637 (дата государственной регистрации 01.08.2019, номер государственной регистрации РД0303454), в соответствии с которым исключительные права на ПО переданы ООО "Датареон";
Письмо от 03.02.2020 N 37Д, в соответствии с которым ООО "Датареон" подтверждает наличие у ООО "Смарт Дельта Системс" прав, необходимых для исполнения договора, заключаемого по результатам аукциона.
Кроме того, представитель Организатора торгов отметила, что заказчиком на официальном сайте ФСТЭК России https://fstec.ru/ было проверено наличие предоставленного сертификата от 08.10.2012 N 2729 и установлено, что данный сертификат выдан ООО "Ред Софт" на систему управлению базами данных "Ред "База Данных", которая соответствовала требованиям документов РД НДВ (4), РД СВТ (5). Срок действия данного сертификата - 08.10.2023.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что предлагаемое в составе заявки ООО "Смарт Дельта Системс" ПО соответствовало требованиям Документации, в том числе требованиям п. 4.3 тома 3 Документации (Техническое задание). При этом в составе заявки ООО "Смарт Дельта Системс" были предоставлены все обязательные документы, предусмотренные томом 2 Документации, которые соответствовали требованиям Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о допуске заявки ООО "Смарт Дельта Системс" к участию в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 21.02.2020 вх. N 5680-ЭП/20) ООО "Решение" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление прав использования программного обеспечения медицинской информационной системы на условиях простой (неисключительной) лицензии и оказание услуг по внедрению медицинской информационной системы (извещение N31908745007) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020