Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ" - <_> (доверенность N758 от 25.12.2019 г.), представителя организатора закупок АО "Газпром закупки" - <_> (доверенность N18 от 01.07.2019 г.), в присутствии представителей заявителя ООО "ИСК" - <_> (директор), <_> (доверенность N24 от 01.02.2020 г.), в присутствии слушателей - <_>, <_>, рассмотрев жалобу ООО "ИСК" (вх. N2135/ж от 21.02.2020 г.) на действия заказчика ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ", организатора закупок АО "Газпром закупки" при проведении закупки N 31908731054 на предмет: "Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографического оборудования ООО "Газпром трансгаз Казань" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Казань" 0095/19/5.3/0096152/ТГКазань/К/ГОС/Э/27.12.2019",
УСТАНОВИЛА:
Дата размещения текущей редакции извещения N31908731054 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 27.12.2019 года.
Способ размещения закупки - Открытый конкурентный отбор в электронной форме (Газпром).
Заказчик - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ".
Организатор закупок - АО "Газпром закупки".
Начальная (максимальная) цена договора - 17 827 469,63 руб.
Предмет закупки - Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографического оборудования ООО "Газпром трансгаз Казань" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Казань" 0095/19/5.3/0096152/ТГКазань/К/ГОС/Э/27.12.2019.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно в документации необоснованно установлены требования о применении банковского сопровождения договора, осуществляемом в "Газпромбанк" и предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров.
Заказчик, организатор закупки с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представлены устные и письменные пояснения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 3.2.1 раздела 3.2 "Заключение Договора" документации о конкурентном отборе установлено, что победитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 3.1.2 Документации уведомления Организатора о результатах конкурентного отбора обязан предоставить Заказчику в 2-х экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
Пунктами 3.2.9, 3.2.10 раздела 3.2 "Заключение Договора" документации о конкурентном отборе установлено следующее:
3.2.9. В целях реализации положений законодательства о налогах и сборах, положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также в целях контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, заключаемому по итогам конкурентного отбора, применяется механизм банковского сопровождения договора.
3.2.10. Банковское сопровождение договора осуществляется "Газпромбанк" (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее - Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 "Банковское сопровождение договора".
В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
В целях защиты имущественных интересов заказчика от недобросовестного поведения победителя закупки при поставках товарах, выполнении работ, оказании услуг по договору, заключаемому по результатам закупки, и вводится требование о предоставлении обеспечения исполнения договора.
При этом, выбор способов обеспечения исполнения договорных обязательств и порядок их применения не относятся к процедуре проведения закупки, реализуются сторонами в рамках гражданских правоотношений.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.
Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Из установленных требований в документации о конкурентном отборе следует, что необходимость предоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров и использования банковского сопровождения договора в "Газпромбанк" применяется к победителю закупки при заключении договора по результатам проведения конкурентной процедуры и определения поставщика.
Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, для чего были и введено в рассматриваемом случае требования обеспечения исполнения договора, указанные в пунктах 3.2.1, 3.2.9, 3.2.10 документации о конкурентом отборе.
Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.
Кроме того, письмом о подаче заявки N185 от 15.01.2020 г. заявителем ООО "ИСК" в рассматриваемой закупке было дано согласие на участие в конкурентном отборе со всеми условиями, установленными документацией.
На основании изложенного, учитывая что требования о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров и использовании банковского сопровождения договора в "Газпромбанк", были предъявлены заказчиком исключительно к победителю торгов, а не на стадии допуска к участию в закупке, а также то обстоятельство, что заявитель являлся участником закупки, тем самым, был согласен с условиями проведения конкурентного отбора, доводы заявителя признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО "ИСК" (вх. N2135/ж от 21.02.2020 г.) на действия заказчика ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ", организатора закупок АО "Газпром закупки" при проведении закупки N 31908731054 на предмет: "Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографического оборудования ООО "Газпром трансгаз Казань" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Казань" 0095/19/5.3/0096152/ТГКазань/К/ГОС/Э/27.12.2019" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 марта 2020 г. N 016/07/3-365/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020