Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Пшиншев А.Г. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 08.04.2019 N40-Д);
Заказчика: Анисимова И.В. (доверенность от 28.10.2019 N104-19/08-05);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2020 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры км 19+300 (установка оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме) в Приморском районе Архангельской области (извещение 0124200000620000245).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 03.03.2020 N 314-05-180.
Кроме того, 27 февраля 2020 года в адрес Архангельского УФАС России поступило обращение ООО "Сибавтомет" от 26.02.2020 (вх. N1677 от 27.02.2020) с указанием признаков нарушения ФЗ "О контрактной системе" и требованием о проведении внеплановой проверки.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по обращению от 05.03.2020 N 515/08.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
13.02.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - сайт ЕИС) размещено извещение N 0124200000620000245 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры км 19+300 (установка оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме) в Приморском районе Архангельской области (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 62 878 290,00 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
По мнению заявителя, проект контракта не содержит положений в соответствии с Постановлением Правительства N1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно части 7 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе" типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В извещении N0124200000620000245 и документации об аукционе Заказчиком установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе").
В пунктах 8.2.3 - 8.2.5 раздела 8 "Субподряд" проекта контракта документации об аукционе установлены обязанности Подрядчика привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с нормами и требованиями Постановления Правительства N1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Следовательно, проект контракта содержит все необходимые пункты для исполнения части 7 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" установлено следующее.
ООО "Сибавтомет" в своем обращении указывает на то, что в документации об аукционе при описании объекта закупки установлены требования к оборудованию, ограничивающие количество участников, а именно: силовые модули со встроенными тензодатчиками.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 указанного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Вместе с тем, ФЗ "О контрактной системе" не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ "О контрактной системе", при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ "О контрактной системе").
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт автомобильной дороги осуществляется в соответствии с проектной документацией, кроме того, лицо, осуществляющее капитальный ремонт обеспечивает соблюдение требований проектной документации (статьи 48 и 52 ГрК РФ).
В состав документации об аукционе, размещенной на сайте ЕИС, входит проектная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры км 19+300 (установка оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме) (шифр проекта 319.01-СТП и 319.02-СПТ), получившая Положительное заключение государственной экспертизы (N29-1-1-3-0040-18 от 25.04.2018).
Согласно разделу 319.02-СТП-ТКР4 "Система весового контроля" (том 6) шифр проекта 319.01-СТП система весового контроля представляет собой комплекс измерительных и технических средств и состоит из силоприемных модулей, индикаторов обнаружения транспортного средства, модуля измерения габаритных размеров, модуля позиционирования и определения числа колес (скатов) оси движущегося ТС, модуля фотофиксации и распознавания государственных регистрационных знаков ТС, шкафа с электронной частью, устройства передачи данных и специального программного обеспечения. Силоприемные модули преобразуют деформацию упругих элементов, входящих в их состав тензорезисторных датчиков, возникающую под действием нагрузки от колес движущегося транспортного средства, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально приложенной нагрузке.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что выбор датчика для определения веса транспортного средства в движении, устанавливаемого в силоприемный модуль, произведен на основе сравнительного анализа характеристик тензорезисторных и пьезоэлектрических датчиков. Были выделены следующие преимущества тензорезисторных датчиков:
Тензорезисторный датчик выполнен из нержавеющей стали, более стоек к коррозионному воздействию антигололедных смесей, чем датчик из алюминиевого сплава (пьезоэлектрический). Это подтверждается величинами электрохимического потенциала этих материалов, определяющего их стойкость к коррозии. У алюминиевых сплавов он втрое ниже. Предел прочности у стали также втрое выше, чем у алюминиевых сплавов, а значит, стальные тензометрические дорожные датчики выдержат большие осевые нагрузки большегрузных автомобильных транспортных средств.
Дорожные реагенты приводят не только к коррозии дорожных датчиков, но и агрессивно способствуют проникновению влаги в их внутренние полости. Влага приводит к падению сопротивления изоляции, увеличению утечек тока и, как следствие, к возникновению дополнительных погрешностей измерений. Герметичность дорожных тензорезисторных датчиков обеспечивается лазерной сваркой. Измеряемая утечка имеет порядок нановеличины и гарантирует датчику 10 лет бесперебойной работы в условиях тропической влажности или прямого контакта с рассолом или соляным туманом. Герметичность пьезоэлектрических дорожных датчиков значительно ниже, где раствор дорожной соли стремится просочиться внутрь по границе раздела "алюминиевый сплав - полимерный герметик".
Принцип измерения и обработки информации о величине осевой нагрузки пьезоэлектрических датчиков при медленном приложении нагрузки (проезде колеса по датчику с малой скоростью) не работает. Для гензорезисторного датчика скорость приложения осевой нагрузки от 0,1 км/час.
Тензорезисторные датчики имеют возможность "упрощенной" процедуры калибровки и поверки системы - гирями.
Большая толщина шлифуемого слоя обеспечивает более продолжительный срок эксплуатации тензорезисторных датчиков.
Таким образом, установленные в проектной документации требования к типу датчика - тензорезисторный, соответствуют потребности Заказчика, в том числе по надежности, характеристикам и точности измерений. Кроме того, Государственный реестр средств измерений (СИ) содержит информацию о минимум трех производителях оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме на тензорезисторных датчиках (ООО "Инженерный центр "АСИ", г. Кемерово, ООО "Казань-Телематика", г. Казань, ЗАО "Весоизмерительная компания "Тензо-М", пос.Красково).
Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей Заказчика, пришла к следующим выводам.
Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных характеристик в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании документации об аукционе в электронной форме руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
ООО "Сибавтомет" в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено. Объективные причины невозможности приобретения и установки силоприемных модулей с требуемыми Заказчику характеристиками (тензорезисторные датчики) обществом не представлены.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 февраля 2020 г. N 107оз-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020