Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан - <_>, без надлежаще оформленной доверенности, в отсутствии представителей заявителя ИП Кудря О.А., о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ИП Кудря О.А. (вх. N 2150/ж от 25.02.2020 г.) на действия заказчика - Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки с номером N0111300092220000003 на предмет: право заключения муниципального контракта на: организацию мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности животных без владельцев на территории Сармановского района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300092220000003 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 14.02.2020 г.
Заказчик - Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан (423350, Республика Татарстан, рай. Сармановский, с. Сарманово, ул. Ленина, 35; ИНН 1636005359).
Начальная (максимальная) цена контракта - 440 500,00 руб.
По мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе частично согласился, представил устные и письменные пояснения. Не согласился с доводом об отсутствии в техническом задании требуемой длительности содержания животных.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о том, что требования к услугам, установленные заказчиком в техническом задании, не соответствуют нормам действующего Федерального законодательства об обращении с животными, а также нормам законодательства субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пункт 3.13. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2019 года N 1275 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан" гласит, что содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
По мнению заявителя, раздел "Отлов безнадзорных животных" технического задания электронного аукциона N0111300092220000003, отлову подлежат все животные, исключений техническим заданием не установлено, а также в размещенном заказчиком техническом задании отсутствует требование о немедленной передаче животных в приют после их отлова, хотя Закон об обращении с животными установил это требование как обязательное.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту "ФЗ 498"), который гласит, что при отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования: стерилизованные животные без владельцев, имеющие не снимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Следовательно, заказчиком в техническом задании не установлено обязательное ограничение (исключение), которое установлено в подпункте 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, а именно стерилизованные животные без владельцев, имеющие не снимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат.
Согласно пункту 1 Раздела технического задания "Транспортировка безнадзорных животных", подрядчику надлежит транспортировать отловленных безнадзорных животных в пункт временного содержания.
Далее по тексту технического задания вместе используются два различных термина: "пункт временного содержания" и "приют".
Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об обращении с животными) гласит, что содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона об обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя также и отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Таким образом, требования к качеству услуги транспортировки, установленные в техническом задании, не соответствуют требованиям к качеству данной услуги, установленным федеральным законодательством и законодательством субъекта.
По мнению заявителя, указанные в техническом задании основания умерщвления (эвтаназии) противоречат нормам действующего федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 раздела "Регулирование численности безнадзорных животных" технического задания:
"Умерщвлению по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются:
а) повышено агрессивные безнадзорные животные, с которыми связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай;
б) безнадзорные животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания".
Указанные в техническом задании основания умерщвления (эвтаназии) противоречат нормам действующего законодательства.
Действующее законодательство содержит прямой запрет на умерщвление животных. И допускает только одно исключение из данного правила, а именно необходимость прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
Следовательно, в техническом задании содержатся указания, исполнение которых приведет к нарушению подрядчиком норм действующего законодательства.
Помимо этого, указанный в техническом задании перечень оснований эвтаназии прямо противоречит пунктам 3.24 и 3.25 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2019 года N 1275 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан".
Пункт 3.24. данного Постановления гласит, что животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев, указанных в пункте 3.25 настоящего Порядка.
Пункт 3.25. данного Постановления гласит, что в случае выявления у животного без владельца в процессе содержания или временного размещения в приютах для животных достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного без владельца, в случае выявления неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного без владельца, а также в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного без владельца допускается умерщвление животного без владельца. Данная процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
По мнению заявителя, в техническом задании заказчик указывает, что умерщвление является методом регулирования численности, что противоречит Закону об обращении с животными.
Согласно пункту "Регулирование численности безнадзорных животных" раздела "Содержание и учет отловленных безнадзорных животных" технического задания:
"Методами регулирования численности безнадзорных животных на территории Республики Татарстан являются:
а) стерилизация (кастрация) безнадзорных животных;
б) безболезненное умерщвление безнадзорных животных по основаниям, предусмотренным пунктом 7;
в) отлов и содержание в пунктах временного содержания (приютах) специализированных организаций".
Статьями 3, 16, 17, 18 Закона об обращении с животными установлено, что единственным методом регулирования численности популяции животных без владельцев в Российской Федерации является стерилизация, с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду их прежнего обитания и последующим содержанием в приютах тех, чей возврат невозможен.
А умерщвление (эвтаназия) как метод регулирования федеральным законодательством не предусмотрен.
Как уже было отмечено выше, пунктом 11 статьи 16 Закона об обращении с животными, умерщвление животных прямо запрещено и для принятия такого решения введено единственное основание. Поэтому умерщвление никак не является методом регулирования численности.
Тот факт, что требования к качеству услуг в техническом задании не соответствуют требованиям к данным услугам, закрепленным в законодательстве, приводит к тому, что участник закупки перед подачей заявки не имеет возможность объективно оценить требования к услугам, а значит не может принять решение о том, имеет ли он необходимые ресурсы для исполнения всех этих требований, а также отсутствие в техническом задании требований, установленных законодательством в качестве обязательных, препятствует подготовке подрядчика к добросовестному исполнению контракта.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Вместе с тем, заказчик, указав в закупочной документации неполную, неточную и противоречивую информацию, а также требования, не соответствующие нормам законодательства, чем ввел участников закупки в заблуждение относительно состава, качества и объема услуг.
Довод заявителя признан обоснованным, заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Относительно довода заказчика о том, что в техническом задании не указана требуемая длительность содержания животных.
Пунктом 6 раздела "Содержание и учет отловленных безнадзорных животных" установлена только длительность карантина (10 дней с возможностью продления еще на 5). При этом, помимо карантинирования, техническим заданием предусмотрен целый комплекс услуг, все они проводятся на этапе содержания и тоже требуют времени (вакцинация, стерилизация, маркирование). При этом, в техническом задании не установлен общий (совокупный) требуемый срок содержания.
Заказчик в этой части не определил исчерпывающий объем услуг.
Отсутствие информации о требуемой длительности содержания не позволяет участнику Закупки оценить свои силы и имеющиеся мощности и обоснованно подать заявку на участие, что препятствует реализации принципа обеспечения конкуренции, закрепленного статьей 8 Закона о контрактной системе.
Отсутствие в техническом задании информации о требуемой длительности содержания также имеет признаки необъективности описания объекта закупки, чем нарушает статью 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям заказчика, данное положение в документации установлено, в соответствии с Постановлением КМ РТ от 22.02.2013 N 126.
Пунктом 4.5 Постановления КМ РТ от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан" установлено, что при поступлении в пункт временного содержания (приют) безнадзорные животные должны содержаться на карантине 10 дней. В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на 5 дней. Заказчик установил данное положение в документации, так как Постановление КМ РТ от 22.02.2013 N 126 устанавливает именно вышеуказанные сроки.
Однако Комиссией установлено, что Постановление КМ РТ от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан" утратил силу в связи с изданием Постановления КМ РТ от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан", где предусмотрен целый комплекс услуг, все они проводятся на этапе содержания и тоже требуют времени (вакцинация, стерилизация, маркирование).
Довод заявителя признан обоснованным заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно довода о том, что в техническом задании указано, что услуги должны быть оказаны в соответствии с законами и нормативными актами, в том числе, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2013 г. N 126 "Об утверждении Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан", при этом, указанное Постановление не является действующим и утратило силу на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2019 года N 1275.
Необходимо отметить, что в ряде пунктов технического задания есть прямое указание на то, что услуга должна быть оказана в соответствии с данным Постановлением (в частности, такие указания есть в пунктах 11, 13 раздела "Содержание и учет отловленных безнадзорных животных").
Таким образом, в техническом задании заказчик требует от подрядчика руководствоваться уже не действующими нормами.
Как указывалось ранее, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, довод заявителя признан обоснованным заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что для участия в электронном аукционе не было подано ни одной заявки, аукцион признан не состоявшимся, в связи с этим, Комиссия решила предписание заказчику не выдавать.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кудря О.А. (вх. N 2150/ж от 25.02.2020 г.) на действия заказчика - Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки с номером N0111300092220000003 на предмет: право заключения муниципального контракта на: организацию мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности животных без владельцев на территории Сармановского района Республики Татарстан, обоснованной.
Признать заказчика - Исполнительный комитет Сармановского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 марта 2020 г. N 016/06/64-384/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020