Изготовлено в полном объеме: "04" марта 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
(....) - , председателя Комиссии;
(....) - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
(....) - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,
При участии:
от ответчика - *** представитель по доверенности N06/20-юр от 27.02.2020;
от заявителя - *** представитель по доверенности N1 от 26.02.2020;
рассмотрев жалобу ООО "АВТОБЛОК" (далее - Заявитель) на действия АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" (далее - Заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на перевозку авиатоплива ТС-1 в объеме 240 тонн для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) в 2020 году по маршруту: п. Нижний Бестях склад ГСМ АО "Туймаада-Нефть" - склад ГСМ п. Саскылах, для нужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"" (далее - Закупка) (извещение N32008853263 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 20 февраля 2020 года поступила жалоба ООО "АВТОБЛОК" на действия АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на перевозку авиатоплива ТС-1 в объеме 240 тонн для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) в 2020 году по маршруту: п. Нижний Бестях склад ГСМ АО "Туймаада-Нефть" - склад ГСМ п. Саскылах, для нужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"" (далее - Закупка) (извещение N32008853263 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), следующего содержания.
Доводы жалобы:
Нами была подана заявка на участие номер заявки N 332474 17.02.2020 05:58 на участие в запросе предложений, и наша заявка была отклонена по причине не соответствия: ФЗ-223 ст. 3.4. п. 19 Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Считаем, что заявка была отклонена с нарушением требованием закупки так как в документации о закупке не было указано сведения о составе заявки и о том что должна включать в себя первая часть заявки, вторая часть и состав ценового предложения в соответствии с ФЗ-N223 статьей N4 пункт 10 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В документации не указано какими законами и нормами руководствуется комиссия закупочная. В информационной карте указано заявка должна соответствовать пункту 13.1. Соответственно, сама документация противоречит 223 ФЗ.
При проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы нашей компании, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в запросе предложений.
В требовании документации заказчика: "III. ПОДГОТОВКА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ УЧАСТНИКА" пункт 13 "Требования к содержанию документов, входящих в состав котировочной заявки" которую представляет участник размещения заказа в соответствии с настоящей документацией, должна быть подготовлена по форме, представленной в информационной карте настоящей Документации, считаю что данные требования заказчика в документации Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В документе "Приложение N 2 к Документации запроса предложений в электронной форме" указано срок оплаты услуг указан до конца года 31.12.2020 данный срок оплаты превышает срок установленный в соответствии с законодательством РФ Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 N 1205 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема".
В документации отсутствует следующая формулировка "В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части заявки сведений о ценовом предложении участника данная заявка подлежит отклонению".
Данное требование отсутствует в документации.
На рассмотрении жалобы по существу, представитель заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, и Положением о закупке.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
1. Извещение о проведении запроса предложений размещено в ЕИС - 07.02.2020;
2. Номер извещения - 32008853263;
3. Заказчик - Акционерное общество "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Жуковского, д. 9);
4. Порядок проведения закупки: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
5. Способ определения поставщика - Открытый запрос предложений в электронной форме участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства;
6. Наименование закупки - Перевозка авиатоплива ТС-1 в объеме 240 тонн для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) в 2020 году по маршруту: п. Нижний Бестях склад ГСМ АО "Туймаада-Нефть" - склад ГСМ п. Саскылах, для нужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"";
7. Начальная цена - 7 447 680, 00 Российский рубль;
8. Дата начала подачи заявок - 07.02.2020;
9. Дата окончания подачи заявок - 17.02.2020 в 12:00;
10. Дата рассмотрения заявок - 17.02.2020;
11. Дата подведения итогов - 17.02.2020;
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из жалобы следует, что при проведении закупочной процедуры заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки заявителя на участие в запросе предложений. При этом предметом обжалования являются, согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя и неправомерному составлению документации, что относится к основаниям, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, считает обжалуемые действия закупочной комиссии неправомерными, а доводы подателя жалобы обоснованными в связи со следующим.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Авиакомпания "Полярные Авиалинии", утвержденного Решением Совета директоров АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" протоколом N7 от 26 декабря 2018 года (далее - Положение о закупке).
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Аналогичный принцип заказчика установлен пунктом 18.26 Положения о закупках.
В силу части 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.
Согласно п. 2, 8, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
- требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 18.12 Положения о закупках заявка на участие в запросе предложений направляется участником закупке оператору электронной торговой площадки и должна содержать требуемые заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме документы и информацию.
В силу пункта 10.9 Положения о закупках подробный перечень требований к участникам закупки приводится в документации о конкурентной закупке, заявка участника подлежит отклонению, если она не соответствует требованиям такой документации.
В соответствии с п. 18.20 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в запросе предложений, в случае если участник подавший ее, не соответствует требованиям к участнику запроса предложений, указанным в документации о проведении такого запроса и(или) такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в такой документации.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Вместе с тем, комиссия территориального антимонопольного органа, изучив требования закупочной документации, приходит к выводу что заказчиком не установлен надлежащий в документации порядок подачи заявок, требования к оформлению заявки, не установлены надлежащие требования к участникам закупки, в частности из содержания документации не удается определить в каком составе должна подаваться заявка, какие сведения она должна содержать и в каком случае заявка подлежит отклонению.
Таким образом, Комиссия Управления в действиях Заказчика усматривает нарушение принципов равноправия, справедливости по отношению к участникам закупки, установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Кроме того, заказчиком не установлены требования в документации, предусмотренные пунктами 10.9, 18.19, 18.20 Положения о закупках заказчика, что является нарушением в том числе части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Ссылку заказчика на особенности регламента электронной торговой площадки Комиссия отклоняет, поскольку соответствующий порядок подачи заявок должен быть указан в документации о конкурентной закупке. Более того, отклонение заявки заявителя явилось следствием ненадлежащей закупочной документации.
В этой связи, комиссия антимонопольного органа соглашается с доводом заявителя о том, что закупочной комиссией заказчика принято неправомерное решение об отказе заявителю в допуске к участию в запросе предложений.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком закупочной документации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно сведениям из ЕИС по результатам закупочной процедуры заключен договор от 20.02.2020 N 129-20, опубликованный 27.02.2020.
При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа делает вывод об отсутствии оснований, для выдачи предписания по восстановлению нарушенных прав.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОБЛОК" на действия АО "Авиакомпания "Полярные Авиалинии" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на перевозку авиатоплива ТС-1 в объеме 240 тонн для выполнения пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия) в 2020 году по маршруту: п. Нижний Бестях склад ГСМ АО "Туймаада-Нефть" - склад ГСМ п. Саскылах, для нужд АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"" (далее - Закупка) (извещение N32008853263 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 марта 2020 г. N 014/07/3-481/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.03.2020