Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителей: ООО "ПОЖСПАС" - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), АО "Гознак" - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ПОЖСПАС" (вх. N 002519) (далее - заявитель) на действия АО "Гознак" (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО "Гознак" (далее - организатор торгов, заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на обслуживание опасных производственных объектов (извещение N 32008823419, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
18.02.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное, по мнению заявителя, отклонение заявки при осуществлении закупочной процедуры.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества "Гознак" (далее - Положение) и Извещением о проведении запроса котировок N ЗКэ_13_0000020_2020_АО на право заключения договора на обслуживание опасных производственных объектов Краснокамской бумажной фабрики - филиала акционерного общества "Гознак" (далее - Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 30.01.2020 г., дата начала подачи заявок - 30.01.2020 г., дата окончания подачи заявок - 10.02.2020 г., дата подведения итогов закупки - 14.02.2020 г.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы заявителя обоснованной.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:
1) способ осуществления закупки;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);
4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;
7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);
8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);
9) иные сведения, определенные положением о закупке.
Подпунктом 1.14 пункта 13 Извещения предусмотрено, что в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме участник должен приложить документы, подтверждающие соответствие Участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке в соответствии закупочной документацией, в том числе, но не ограничиваясь:
- копия свидетельства (свидетельств) об аттестации аварийно-спасательного формирования и копия паспорта (паспортов) аварийно-спасательного формирования, заверенные печатью аттестационной комиссии, действующие в 2019 году и в настоящее время;
- справку в произвольной форме об оснащенности формирования и сведения о среднесписочной численности работников Исполнителя за 2019 с подтверждением от ФНС о приеме;
- копия штатного расписания аварийно-спасательного формирования на 2020 год;
- копия паспортов на имеющийся в наличии: гидравлический инструмент, пневматические заглушки, уплотнительные подушки, приборы химического контроля;
- копия документа, подтверждающего права пользования помещения в котором дислоцируется аварийно-спасательное формирование и копии документов на право пользования на автотранспортные средства, использующихся для прибытия спасателей на объект.
Основания отклонения содержатся в пункте 19 Извещения. Так, при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок в электронной форме участник не допускается Комиссией к участию в запросе котировок в электронной форме в случае:
1. Несоответствия Участника закупки требованиям, предусмотренным документацией о закупке.
2. Несоответствия заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям извещения о проведении запроса котировок, в том числе:
2.1. непредоставления документов и сведений, указанных в документации;
2.2. нарушения требований извещения о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки;
2.3. несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в извещении о закупке;
2.4. несоответствия предложенных участником закупки условий исполнения договора условиям, указанным в извещении, в том числе:
2.4.1 направление предложения, ухудшающего условия выполнения договора, являющегося предметом закупки;
2.4.2 направление предложения о цене договора, превышающего НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;
3. Наличия в предоставленных участником документах недостоверных сведений об участнике закупки или предлагаемой им продукции.
4. Непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств или иного обеспечения заявки на участие в закупке в соответствии с документацией, если условие о таком обеспечении было установлено, в том числе несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки установленным условиям его предоставления.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению и оценке заявок, поданных на участие в запросе котировок N ЗКэ_13_0000020_2020_АО в электронной форме на право заключения договора на обслуживание опасных производственных объектов Краснокамской бумажной фабрики - филиала акционерного общества "Гознак" от 14.02.2020 г. заявка участника N 2 (ООО "ПОЖСПАС") отклонена.
При рассмотрении жалобы, представитель торгов пояснил, что данная заявка была отклонена как не соответствующая требованиям извещения о проведении запроса котировок, в частности было установлено:
- несоответствие заявки подпункту 2.1. пункта 19.2. раздела II Документации о закупке "Извещения о проведения запроса котировок в электронной форме" (далее - Извещение о закупке), то есть непредоставление документов, указанных в подпункте 1.14. пункта 13 Извещения о закупке, а именно - копий паспортов на имеющиеся в наличии: пневматические заглушки, уплотнительные подушки;
- несоответствие подпункту 2.3. пункта 19.2. Извещения о закупке, а именно неподтверждение оснащения средствами локализации и ликвидации аварийной ситуации, в соответствии с требованиями пункта 4 "Технического предложения" (приложения N 1 к заявке на участие в запросе котировок (форм N 1 и 2 раздела III Документации о закупке)).
На рассмотрение жалобы организатор торгов представил заявки участников. Из анализа заявки следует, что в ее составе присутствует копии паспортов на имеющиеся в наличии: пневматические заглушки, уплотнительные подушки. В частности в составе заявки ООО "ПОЖСПАС" представлен единый документ, именуемый как "Инструкция по применению (паспорт) Vetter для устранения течей", который включает в себя сведения информационного характера, относительно уплотняющих подушек серии LD 50/30 S 10 бар и LD 110/60 S XL 1.5 и универсальных и компактных заглушек для труб.
Также Комиссией антимонопольного органа принято во внимание, что Извещение не содержит требований к составу, комплектности и содержанию паспортов.
Из этого следует, что отклонение ООО "ПОЖСПАС" было неправомерным, поскольку все необходимые документы, требуемые в пп. 1.14 п. 13 Извещения, имеются в составе заявки. Довод о неправомерном отклонении является обоснованным. Данные действия являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках. В связи с этим, у Комиссии Пермского УФАС России возникла обязанность по выдаче предписания, направленного на устранение нарушений допущенных организатором торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПОЖСПАС" (вх. N 002519) на действия АО "Гознак" (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО "Гознак" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на обслуживание опасных производственных объектов (извещение N 32008823419, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Установить в действиях Закупочной комиссии АО "Гознак" факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать Закупочной комиссии АО "Гознак" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2020 г. N 059/07/3-222/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020