Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Во исполнение требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из ФАС России поступили уведомления АО "НПО НИИИП-НЗиК" о факте повышения АО АПЗ "Ротор" цены на 2019 гг. на продукцию: клапан разъема 239, полуразъемы клапана: 239А, 239Б, 241А, 241Б, 242А, 242Б, 243А, 243Б, 245А, 245Б, бак 5Ы5.887.137, насос ЕФ5.883.112, сигнализатор уровня 5Ы5.183.034, Узел контроля ЕФ5.176.042, Кресло оператора ЕФ4.136.035-01 (далее - Продукция), необходимую для исполнения государственного оборонного заказа, с превышением более чем на пять процентов цены, рассчитанной с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В результате рассмотрения указанных уведомлений установлено следующее.
Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее - Порядок N 200). который действовал до 29.04.2019 и утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа", который действует с 30.04.2019 г.
Таким образом, к ценам на Продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установленным (согласованным) после 29.04.2019 г. подлежит применению Порядок N 334.
Согласно пп. "г", "д" п. 23 Порядка N 334 не включаются в состав затрат, относящихся в цену продукции:
затраты, связанные с содержанием состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, в том числе жилищно-коммунальные хозяйства, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, столовые и буфеты (кроме помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы организации), детские дошкольные учреждения, охотничьи и лесные хозяйства, дома отдыха, санатории, другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
затраты на рекламу.
<...>
<...>
Таким образом, АО АПЗ "Ротор" при включении в состав затрат, относящихся в цену продукции,<.....> нарушив п. 23 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 08.02.2019 N 334.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.
На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Как следует из информации, представленной АО "НПО НИИИП-НЗиК", Продукция закупается у АО АПЗ "Ротор" в рамках выполнения государственного оборонного заказа (в уведомлениях указаны реквизиты соответствующих государственных контрактов).
В качестве документов, подтверждающих необходимость использования Продукции в целях выполнения государственного оборонного заказа, АО "НПО НИИИП-НЗиК" представлены выписки из конструкторской документации.
В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России АО АПЗ "Ротор" сообщило, что сведениями об иных хозяйствующих субъектах, которые производят продукцию, аналогичную поставляемой АО АПЗ "Ротор" в адрес АО "НПО НИИП-НЗиК", Общество не располагает.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО АПЗ "Ротор" занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: клапан разъема 239, полуразъемы клапана: 239А, 239Б, 241А, 241Б, 242А, 242Б, 243А, 243Б, 245А, 245Б, сигнализатор уровня 5Ы5.183.034, бак 5Ы5.887.137, насос ЕФ5.883.112, Узел контроля ЕФ5.176.042, Кресло оператора ЕФ4.136.035-01 необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.
Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. "Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации" и ГОСТ РВ 15.307-2002 "Система разработки и постановки продукции на производство".
Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно: необходим период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, указанные действия влекут значительные финансовые затраты, риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.
Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО АПЗ "Ротор", экономически нецелесообразно.
Таким образом, действия АО АПЗ "Ротор" по установлению цены на клапан разъема 239, полуразъемы клапана: 239А, 239Б, 241А, 241Б, 242А, 242Б, 243А, 243Б, 245А, 245Б, сигнализатор уровня 5Ы5.183.034, бак 5Ы5.887.137, насос ЕФ5.883.112, Узел контроля ЕФ5.176.042, Кресло оператора ЕФ4.136.035-01 с нарушением требований Порядка N 334, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области N 21 от 31.01.2020 г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО АПЗ "Ротор" пункта 10 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 054/01/10-249/2020 к рассмотрению на 12 марта 2020 г. в 11-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Предварительная регистрация в кабинете 1004.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-249/2020 в качестве ответчика - Акционерное общество "Алтайский приборостроительный завод "Ротор" (ИНН 2225008370, юридический адрес: г. Барнаул, 656906).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-249/2020 в качестве заявителя - Акционерное общество "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" (ИНН 5401199015, адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Планетная, д. 32).
4. АО АПЗ "Ротор" в срок до 06.03.2020 г. представить в Новосибирское УФАС России объяснения по существу дела (с приложением подтверждающих документов).
Явка представителей ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 февраля 2020 г. N 054/01/10-249/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.02.2020