Резолютивная часть объявлена 20 января 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N078/01/17-490/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Тукаев В.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;
Иващенко К.А. - начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;
Троянов Я.О. - специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;
рассмотрев дело N078/01/17-490/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО "Эверест" (ИНН:7813484022) и СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга (ИНН:7810140369) пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов N0372200232116000009, N0372200232117000016, N0372200232118000001, в соответствии с частями 1,5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N135,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы рассмотрело информацию, поступившую от Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (вх.N7178/19 от 13.03.2019) по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО "Эверест" (ИНН:7813484022) и СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга (ИНН:7810140369) (далее - школа) при проведении электронных торгов на оказание услуг по аренде парковочных мест.
В ходе проверки поступившей информации было установлено следующее.
Учредителем ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга является Комитет по образованию Санкт-Петербурга. Закупочная деятельность образовательного учреждения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Директором ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга с 05.12.2007 года по настоящее время является Орлов Дмитрий Викторович.
Проанализировав информацию, представленную электронными торговыми площадками, было установлено, что ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга в 2015-2018 был проведен ряд торгов: N0372200232115000009, N0372200232116000009, N0372200232117000016, N0372200232118000001. Победителем данных торгов было признано ООО "Эверест" (ИНН: 7813484022).
02.04.2015 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0372200232115000009, предметом которого являлось оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт для ГБОУ Центр образования N 2, цена контракта - 2 950 000,00 руб., заказчик - СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
03.03.2016 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0372200232116000009, предметом которого являлось оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт, цена контракта - 648 000,00 руб., заказчик - СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
20.07.2017 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0372200232117000016, предметом которого являлось оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт, цена контракта - 806 400,00 руб., заказчик - СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
21.02.2018 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0372200232118000001, предметом которого являлось оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт, цена контракта - 806 400,00 руб., заказчик - СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
1. Анализ аукционной документации N0372200232116000009, N0372200232117000016, N0372200232118000001.
Управлением была проанализирована документация, вышеуказанных аукционов, в которых указан перечень транспортных средств для размещения на стоянке, а также запросы ценовых предложений, направленных СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга с целью формирования НМЦК.
Так было установлено, что в перечень транспортных средств, для которых необходимы парковочные места по аукциону N0372200232117000016, входит 15 единиц техники. СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга был представлен запрос стоимости, без исходящей даты, номера, корреспондетнов и указания конкретных видов транспортных средств, количество единиц техники - 18 (а не 15, как указано в аукционной документации).
При этом в таблице с расчетом НМЦК, в бумажном варианте аукционной документации 0372200232117000016 (представленной СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга) в графе "описание товара" указано - откатные ворота с установкой.
ООО "Невская транспортная компания" (исх. б/н от 17.04.2017), ООО "Невский край" (исх. б/н от 17.04.2017) и ООО "Зимний сад" (исх. N01 от 17.04.2017) представили свои предложения, которым школой были присвоены следующие входящие номера соответственно - N40-1 от 17.04.2017, N40-2 от 17.04.2017, N40-3 от 17.04.2017, которые использовались при формировании НМЦК.
При этом в таблице, размещенной в ЕИС (приложение N1 к техническому заданию) указаны иные входящие номера ценовых предложений, используемых для формирования НМЦК:
N п/п
|
наименование |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена предл. N1 от 15.03.2017, N05-14 (руб. вкл. НДС) |
Цена предл. N2 от 15.03.2017, б/н, (руб. вкл. НДС) |
Цена предл. N3 от15.03.2017_, N 1-2015, (руб. вкл. НДС) |
|
Оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт |
шт |
15 |
53 760,00 |
54 760,00 |
52 760,00 |
В соответствии с аукционной документацией N0372200232118000001 в перечень техники, необходимой к размещению, входит 15 единиц транспортных средств. Запрос стоимости, направленный школой, и список корреспондетнов Комиссии не был представлен.
При этом школой были представлены коммерческие предложения ООО "Невская транспортная компания", ООО "Невский край" и ООО "Зимний сад", использовавшиеся для формирования НМЦК. Данные предложения абсолютно идентичны (в т.ч. в части даты и номера) тем, что использовались для формирования НМЦК аукциона N0372200232117000016, но имеют другие входящие номера.
Так коммерческому предложению ООО "Невская транспортная компания" был присвоен входящий номер N86 от 17.04.2017, ООО "Невский край" - N87 от 17.04.2017, ООО "Зимний сад" - N88 от 17.04.2017. Из этого следует, что для формирования НМЦК для аукциона N0372200232118000001 (в 2018 году) фактически использовались те же коммерческие предложения, что и для аукциона N0372200232117000016 (в 2017 году).
В таблице, размещенной в ЕИС (приложение N1 к техническому заданию) указаны иные входящие номера ценовых предложений, используемых для формирования НМЦК (2015 года с учетом того, что аукцион проводился в 2018 году):
N п/п
|
наименование |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена предл. N1 от 15.02.2015, N05-14 (руб. вкл. НДС) |
Цена предл. N2 от 15.02.2015, б/н, (руб. вкл. НДС) |
Цена предл. N3 от15.1.2015_, N 1-2015, (руб. вкл. НДС) |
1 |
Оказание услуг по аренде парковочных мест под учебный автотранспорт |
Усл. ед. |
15 |
52 760,00 |
53 760,00 |
54 760,00 |
При этом, в бумажном экземпляре аукционной документации, представленном СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга, приложена таблица с иными номерами и датами входящих писем.
Документация, в части запросов стоимости и коммерческих предложений для формирования НМЦК аукциона N0372200232116000009 школой не представлена, в связи с ее отсутствием (журнал регистрации входящих и исходящих сообщений не велся, данная часть аукционной документации отсутствует).
В соответствии с п.3.7, п.3.7.1. Приказа Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.
Из представленной СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга и иной имеющейся у Управлении информации Комиссия приходит к выводу, что коммерческие предложения не направлялись в адрес потенциальных поставщиков, а если и направлялись, то только в адрес ООО "Невская транспортная компания", ООО "Невский край" и ООО "Зимний сад".
2. Анализ признаков конфликта интереса в действиях руководителя СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
При участии в торгах N0372200232116000009, N0372200232117000016 ООО "Эверест" использовал диапазон IP-адресов, выделенный, в соответствии с информацией, представленной СПбГУП "Автоматическая телефонная станция Смольного" (вх.N12935-эп/19 от 26.04.2019) ГОУ Межшкольный учебный комбинат "Школяр" Московского административного района Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., д.164), реорганизованный в форме присоединения к ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга (серия, номер и свидетельства ЕГРЮЛ 78 007059363, дата выдачи 01.04.2008).
В соответствии с информацией из Единого реестра юридических лиц Орлову Д.В. принадлежит 50% уставного капитала данного общества вместе со Степановым Александром Сергеевичем (далее - Степанов А.С.), являющимся так же генеральным директором ООО "Эверест". В соответствии с документацией, подаваемой ООО "Эверест" для участия в рассматриваемых аукционах, <_> также выступал Председателем Учредительного собрания ООО "Эверест" на котором решался вопрос об одобрении совершения крупных сделок от имени общества на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ".
В соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем участия организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Материалами дела установлено, что по итогам электронных аукционов государственные контракты заключены с ООО "Эверест" соучредителем которого является Орлов Д.В., одновременно занимающим должность директора СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга, т.е. являющийся руководителем данной организации.
В соответствии с п.2.1.24 Должностной инструкции <_>, как директор СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга, обеспечивает организацию деятельности в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд учреждения, в том числе надлежащее исполнении контрактов, а также обеспечивает результативность и эффективность использования средств, выделенных в качестве субсидий на выполнение государственного заказа и иных нужд (п.2.1.9).
Из этого следует, что <_>, осуществляющий властно-распорядительные полномочия в сфере организации и проведения государственных закупок, в т.ч. осуществляет контроль за выполнением государственного задания, осуществляет свои полономочия в отношении аффлированного лица, принявшим по контрактам обязанность оказать услуги по предоставлению в аренду парковочных мест для транспорта СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки, а также участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
По смыслу данной нормы не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен ч.1 ст.1, ч.2 ст.8 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе).
Из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе и Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению указанных целей и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников.
В случае, когда руководитель заказчика является учредителем организации (участника закупки), это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо.
Тот факт, что <_> не уполномочен на заключение договоров от имени ООО "Эверест", не исключает наличие нарушения п.4 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, так как в данном случае достаточно наличия конфликта интересов между заказчиком и участником закупки. Данная позиция подтверждается практикой Верховного суда РФ (Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 302-ЭС19-4509 по делу NА10-2533/2018) и не противоречит действующему законодательству.
На момент проведения аукционов N0372200232115000009, N0372200232115000022, N0372200232116000009, N0372200232117000016, N 0372200232118000001 Орлов Д.В. являлся директором ГБОУ и соучредителем ООО "Эверест", что свидетельствует о наличии конфликта интересов в действиях <_> при заключении контрактов с ООО "Эверест".
В соответствии со статьей 41.1. Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции запрещается участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Нарушение является оконченным в момент подведения итогов проведения процедуры торгов (подписания протокола подведения итогов), и именно с данного момента начинает исчисляться трехгодичный срок, установленный статьей 41.1 Закона о защите конкуренции для каждой из торговой процедуры в отдельности. В связи с чем Управление приходит к выводу о необходимости квалификации действий ООО "Эверест" и СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга по п.4 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении электронных аукционов N0372200232117000016, N 0372200232118000001.
Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании прямых доказательств.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1, 2 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать в действиях ООО "Эверест" и СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга нарушение пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в участии работника организатора торгов N0372200232117000016, N 0372200232118000001 в этих торгах;
Выдать ООО "Эверест" и СПБ ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга предписание не допускать действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.А. Тукаев
Члены Комиссии К.А. Иващенко
Я.О. Троянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2020 г. N 078/01/17-490/2019 (ключевые темы: защита конкуренции - запрос предложений - запрос котировок - участники закупок - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2020