Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
Заместителя председателя комиссии:
"..";
рассмотрев жалобу ООО "Труд",
У С Т А Н О В И Л А:
30.12.2019 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "ТРУД" (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - МУП "Водоканал" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку сульфата алюминия технического очищенного 1 сорт (номер извещения 31908648384).
Заявитель считает, что закупочная документация содержит нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Так, требования, содержащиеся в подп. 4.2, 4.3 пункта 4 Технического задания (Приложение 1 к Документации) приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку исходя из закупочной документации Заказчика к поставке требуется продукция, изготовленная по ГОСТ 12966-85. Поставщики продукции, которые ранее осуществляли поставку в адрес Заказчика получают преимущество по отношению к тем, кто ранее свою продукцию не поставлял, но также изготавливает свою продукцию по ГОСТ 12966-85. Заказчик в своей документации просит предоставить 80 т продукции для опытно-промышленных испытаний на безвозмездной основе, что еще раз доказывает, что к потенциальным поставщикам, которые ранее не поставляли Заказчику свой продукт, изготовленный по ГОСТ 12966-85, применяются необоснованные требования, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, период проведения испытаний, предусмотренных пунктом 4.2, 4.3, 4.4 Документации, с октября по декабрь календарного года (в рабочее время лаборатории). Таким образом, Заказчик ограничивает потенциальных поставщиков в праве на участие в аукционе, принять участие в аукционе не представляется возможным, поскольку поставка по графику заказчика с января по декабрь 2020 года, в то время как испытания возможны с октября по декабрь.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрение жалобы, назначалось на 16.01.2020 года, откладывалось на 20.01.2020, 24.01.2020 года.
Заявитель явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Заказчиком представлены и поддержаны письменные пояснения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными. Требования, указанные в подп.4.2, 4.3 имеют важное значение для Заказчика, поскольку запланированный к приобретению коагулянт будет использоваться для производства питьевой воды для нужд МО "Город Киров". Отметили, что сам по себе ГОСТ 12966-85, в соответствии с которым производители изготавливают коагулянт (сульфат алюминия технического сорт первый), содержит методические рекомендации для обязательного проведения входного анализа в лабораторных условиях и производственных испытаний коагулянта на очистных сооружениях водопровода. Несмотря на то, что производители коагулянта при его производстве придерживаются соблюдения ГОСТ 12966-85, произведенная ими продукция не всегда соответствует заявленным требованиям. При проведении лабораторного анализа выявляются несоответствия паспорту-сертификату активной части коагулянта и нерастворимого осадка. Испытания проводятся от 3 до 5 суток, в связи с чем у потенциального участника имелась возможность предоставить Заказчику необходимую часть продукции для проведения испытаний. Заказчик не пытался ограничить количество потенциальных участников закупки. ООО "Труд" свою заявку на участие в закупке не подавал, вместо подачи заявки либо направления запроса посчитал необходимым подать жалобу, в связи с чем считать его потенциальным участником Заказчик не может, ранее данное лицо поставку не осуществляло, к поставке участниками закупки предлагается товар, прошедший ранее у Заказчика лабораторные испытания.
Заслушав доводы Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
11.12.2019. в единой информационной системе опубликовано извещение N31908648384 о проведении аукциона в электронной форме на поставку сульфата алюминия технического очищенного 1 сорт. Дата и время начала подачи заявок - 12.12.2019 в 00 час. 00 мин. Дата и время окончания подачи заявок - 30.12.2019 в 10:00 час. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 290 000,00 рублей.
В соответствии с п.п.2, 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.1 ст.3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.18 ст.3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").
В соответствии с ч.9 ст.3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.10 ст.3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п.п. 1-3, 9 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
9) требования к участникам такой закупки.
В соответствии с подп. "в" п.1.2.1 раздела 1.2 "Объект закупки" Информационной карты Аукциона в электронной форме требования к качественным характеристикам на поставку товара (оказание услуг, выполнение работ) - согласно Приложению N 1 к документации об аукционе в электронной форме (Техническое задание).
В соответствии с п.п. 1-2 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с Техническим заданием к поставке требуется сульфат алюминия технический очищенный, сорт первый, ГОСТ 12966-85, требуется полное соответствие требованиям и нормам ГОСТ 12966-85, приложение 1 для 1-го сорта. Кроме того, Техническое задание содержит следующие требования:
В соответствии с подп.3.4 Производитель
N п/п |
Наименование параметра (характеристики) |
Размерность |
Требования заказчика |
3.4 |
Производитель или Представитель |
|
По требованию заказчика, участник процедуры закупки предоставляет образец продукции предлагаемой к поставке для проведения испытаний для определения возможности применения продукции на ОСВ заказчика. |
4 |
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЯ (для производителей, продукция которых ранее не применялась на ОСВ г.Кирова) |
||
4.1 |
Входной контроль (анализ) |
Заказчик проводит входной анализ предлагаемой к поставке продукции на предмет соответствия п. 1.1, 1.2 настоящего технического задания, требованиям ГОСТ. В случае положительных результатов прохождения входного контроля (анализа), продукция допускается к проведению лабораторных испытаний. Для проведения входного контроля участник процедуры закупки предоставляет (на безвозмездной основе) предлагаемый к поставке коагулянт в объеме 1 кг. |
|
4.2 |
Лабораторные испытания |
Заказчик проводит лабораторные испытания путем пробной обработки речной воды предлагаемым коагулянтом в сравнении с применяемым заказчиком. В случае если по результатам лабораторных испытаний, результаты предлагаемого коагулянта будут идентичны, лучше, либо сопоставимы с применяемым, то предлагаемая к поставке продукция допускается до проведения производственных (опытно-промышленных) испытаний. Для проведения лабораторных испытаний участник процедуры закупки предоставляет (на безвозмездной основе) предлагаемый к поставке коагулянт в объеме 1 кг. |
|
4.3 |
Производственные (опытно-промышленные) испытания |
Заказчик проводит опытно-промышленные (производственные) предлагаемой к поставке продукции на ОСВ г. Киров. В случае если по результатам опытно-промышленных (производственных) испытаний, результаты предлагаемого коагулянта будут идентичны, лучше, либо сопоставимы с применяемым, то предлагаемая к поставке продукция допускается к применению на ОСВ г. Киров. Для проведения производственных (опытно-промышленных) испытаний участник процедуры закупки предоставляет (на безвозмездной основе) предлагаемый к поставке коагулянт в объеме 80 тонн. |
|
4.4 |
Проверка крепости раствора коагулянта аналитическим методом |
При проведении лабораторных и промышленных (производственных) испытаний заказчик проводит проверку крепости раствора коагулянта аналитическим методом в сравнении с применяемыми коагулянтами. В случае неудовлетворительных показателей предлагаемого коагулянта в сравнении с показателями применяемого коагулянта, продукция снимается с испытаний и к применению не допускается. |
|
4.5 |
Период проведения входного контроля (п. 4.1 опросного листа) |
Любой период (в рабочее время лаборатории) в течение календарного года |
|
4.6 |
Период проведения испытаний (п. 4.2, 4.3, 4.4, опросного листа) |
С октября по декабрь календарного года (в рабочее время лаборатории) |
В соответствии с 3.1. ГОСТ 12966-85 Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия сульфат алюминия принимают партиями. За партию принимают продукт одного сорта, однородный по своим качественным показателям, массой не более 70 т, сопровождаемый одним документом о качестве.
Раздел 3 ГОСТ 12966-85 содержит правила приемки, раздел 4 ГОСТ 12966-85 содержит методы анализа, вместе с тем, ни один из данных разделов не содержит объем 80 т сульфата алюминия для проведения лабораторных испытаний для приемки.
Исходя из вышеизложенного, предъявление рассматриваемого требования (п.4.1-4.3 Технического задания) к потенциальным участникам закупки подразумевает под собой фактическое наличие у участника закупки требуемого товара еще на стадии подачи заявки на участие в закупке. Подобное требование создает ограничение на участие в закупке для хозяйствующих субъектов, не являющихся производителями закупаемого товара, а лишь осуществляющих деятельность по перепродаже данных товаров (то есть посредники/дилеры между производителями и конечным потребителем), поскольку вынуждает закупать товар до подведения итогов закупки и определения победителя в то время, как законодательством это не предусмотрено.
Более того, требование Заказчика о предоставлении товара для проведения лабораторных испытаний задолго до заключения договора по результатам торгов и в условиях абсолютного неведения, будет ли тот или иной участник победителем закупки, влечет безосновательные, излишние затраты участника закупки, что также является препятствием к участию хозяйствующего субъекта в закупке.
С учетом вышеизложенного действия Заказчика по установлению в документации (п.4.1-4.3 Технического задания) требования, обязывающего участника закупки предоставлять продукцию для проведения испытаний до определения победителя торгов, значительно сужают круг участников закупки ввиду невозможности участия в ней лиц, предлагающих сульфат алюминия, не используемый ранее на ОСВ г.Кирова, перед лицами, которые ранее поставляли Заказчику предлагаемую ими продукцию.
Заказчик определил требование о предоставлении ему продукции для прохождения испытаний в качестве описания объекта закупки (подп. "в" п.1.2.1 раздела 1.2 Информационной карты), данное требование влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки и является нарушением п.2 ч.6.1 ст.3, п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать обоснованной жалобу ООО "ТРУД" на действия Организатора торгов - МУП "Водоканал" при проведении аукциона в электронной форме на поставку сульфата алюминия технического очищенного 1 сорт (номер извещения 31908648384).
Выдать предписание об устранении нарушений.
В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заместитель председателя комиссии ".."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 января 2020 г. N 043/07/3-8/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2020