Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> (далее - Жалоба) на определение Краснодарского УФАС России от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" (адрес: ул. Строителей, д. 23, г. Краснодар, Краснодарский край, 350051, ИНН 2308021656, КПП 230801001, ОГРН 1022301189790; дата регистрации в качестве юридического лица - 24.06.1996) (далее - АО "Газпром газораспределение Краснодар", ГРО), вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России), в отсутствие <...> , надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие законного представителя АО "Газпром газораспределение Краснодар", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО "Газпром газораспределение Краснодар" <...> по доверенности от 27.11.2018 N 13-11/2018/332, <...> по доверенности от 09.01.2019 N 13-11/2019/1 (далее - Защитники АО "Газпром газораспределение Краснодар"), которым разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступили обращения <...> с коллективной жалобой жителей многоквартирного дома по адресу: <...> (далее - Жалоба) на определение Краснодарского УФАС России от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Краснодар", направленные письмами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.06.2019 N 72/1-р-2019 (вх. от 25.06.2019 N 109262/19) и от 22.05.2019 N 72/1-р-2019 (вх. от 10.06.2019 N 99937/19), а также направленное в ФАС России <...> (вх. от 04.06.2019 N 95285/19).
Согласно материалам, представленным Краснодарским УФАС России установлено, что в Краснодарское УФАС России поступило коллективное обращение на действия АО "Газпром газораспределение Краснодар", выразившиеся в неисполнении обязательств по присоединению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Садовая, 54А (далее также - МКД), к газораспределительной сети АО "Газпром газораспределение Краснодар" в рамках договора о присоединении к газораспределительной сети от 27.07.2015 N 20-03/ТФ178/14-3495/15 (далее также - Договор).
В ходе рассмотрения указанного обращения Краснодарским УФАС России было установлено следующее.
Между <...> (собственник земельного участка, на котором расположен МКД) и АО "Газпром газораспределение Краснодар" 27.07.2015 был заключен Договор. Вместе с тем 21.01.2016 между <...> и АО "Газпром газораспределение Краснодар" заключено соглашение о расторжении Договора.
По заявлению <...> от 22.07.2016 АО "Газпром газораспределение Краснодар" выданы технические условия N СЩ-01/9-04-19-938 (далее также - ТУ) на подключение МКД.
По обращению <...> со стороны АО "Газпром газораспределение Краснодар" внесены изменения в выданные ТУ в части изменения адреса подключаемого МКД: Краснодарский край, Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Садовая, д.54).
27.11.2018 между <...> и АО "Газпром газораспределение Краснодар" заключен договор N ТФ 13.2-61/18-16/18 на оказание услуг по ведению строительного контроля (технического надзора) за строительством сетей газораспределения.
ТУ со стороны <...> выполнены в полном объеме, возведена сеть газораспределения и газопотребления, установлено газоиспользующее оборудование в квартирах МКД.
Со стороны АО "Газпром газораспределение Краснодар" проведена проверка выполнения технических условий на газоснабжение МКД и выдан акт от 28.01.2019 о готовности сетей газпотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
При этом действия по подключению МКД со стороны АО "Газпром газораспределение Краснодар" планировались к осуществлению после заключения собственниками квартир договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией в соответствии с Правилам пользования газом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N410, а также договоров на поставку газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N549.
На основании изложенного Краснодарским УФАС России 24.04.2019 было вынесено обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пояснениям Защитников АО "Газпром газораспределение Краснодар" позднее соответствующие действия по подключению МКД к газоснабжению были произведены, в том числе 26.04.2019 с жильцами были заключены договоры на поставку газа. Защитниками АО "Газпром газораспределение Краснодар" представлено письмо <...> от 12.04.2019 на имя <...> АО "Газпром газораспределение Краснодар" <...> об отсутствии претензий к АО "Газпром газораспределение Краснодар" в связи с урегулированием вопроса подключения МКД.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Краснодарским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, оснований для удовлетворения Жалобы и отмены определения Краснодарского УФАС России не установлено.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 59 Правил, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 64 Правил, для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Заявитель вправе направить заявку о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемые документы в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт исполнителя).
Подача заявок о подключении (технологическом присоединении) и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством официального сайта исполнителя в порядке, установленном исполнителем. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на официальном сайте исполнителя.
Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке о подключении (технологическом присоединении) документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 62 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК), с соблюдением особенностей, определенных Правилами.
Пунктом 97 Правил установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении: разработка исполнителем (ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; проверка исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
В соответствии с пунктом 104 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами.
Правила не указывают на необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для завершения подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей.
Таким образом, предъявление излишних требований к заявителям является нарушением Правил, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также необходимо отметить наличие судебной практики, подтверждающей неправомерность навязывание газораспределительной организацией услуг и обязательств заявителям не предусмотренных Правилами, а именно постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А40-237549/2018.
Согласно пункту 7 Правил завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 2 Правил определено, что "фактическое присоединение" - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа).
Пунктом 14 Правил поставки газа предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
Следовательно, началом осуществления газоснабжения объекта капитального строительства является его фактическое подключение (врезка и пуск газа) к сети газораспределения.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 540 ГК согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Правилами поставки газа и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила пользования газом), в качестве обязательного условия осуществления газоснабжения устанавливают необходимость организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внтуридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Так, в силу пунктов 7, 8, 9 Правил поставки газа для заключения договора поставки газа заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) представляет газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются обязательным условием при газоснабжении домовладения (эксплуатации газового оборудования), но, в силу действующих Правил, отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.
Краснодарским УФАС России при рассмотрении коллективного обращения установлено отсутствие заключенного между <...> и АО "Газпром газдораспределение Краснодар" договора о подключении (технологическом присоединении).
Также, в материалах отсутствуют документы и сведения, подтверждающие направление заявки о подключении.
При таких обстоятельствах Краснодарским УФАС России сделан правильный вывод о том, что исполнение обязательств со стороны АО "Газпром газораспределение Краснодар" в рамках выданных технических условий без наличия заключенного договора на подключение (технологическое присоединение) с газораспределительной организацией не регламентировано Правилами подключения (технологического присоединения).
Довод жалобы о наличии в действиях АО "Газпром газораспределение Краснодар" нарушения Правил, выразившегося в отказе от заключения договора подключения, подлежит отклонению ввиду отсутствия доказательств направления в газораспределительную организацию заявки о подключении.
Также в представленных материалах отсутствуют сведения о навязывании со стороны газораспределительной организации в ходе осуществления мероприятий по подключению МКД услуг и обязательств, которые не предусмотрены Правилами, в частности, навязывания заключения договора обслуживания внутриквартирного газового оборудования или договора поставки газа.
Довод жалобы о нарушении газораспределительной организацией сроков подключения, установленных Правилами, подлежит отклонению, ввиду отсутствия соответствующей заявки на подключение и договора подключения (технологического присоединения).
Таким образом, в действиях АО "Газпром газораспределение Краснодар" отсутствует нарушение Правил.
В соответствии со статьей 9.21 КоАП в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ) административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, ФАС России соглашается с выводом Краснодарского УФАС России об отсутствии в действиях АО "Газпром газораспределение Краснодар" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,
Р Е Ш И Л:
Определение Краснодарского УФАС России от от 24.04.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Начальник Правового управления |
|
А.В. Молчанов |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2019