Резолютивная часть решения объявлена: 23 июля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено: 29 июля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной Антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
председатель комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела защиты конкуренции <_>,
члены комиссии:
главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции <_>,
государственный инспектор отдела защиты конкуренции <_>,
при рассмотрении дела N 048/05/5-357/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "Окна Клен" (241023, г. Брянск, ул. Бежитская, д. 183, ИНН 3257041879, ОГРН 1163256056061) (далее - ООО "Окна Клен"), <_> (далее - <_>),
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступили обращения гр-на <_> (вх. N 149-з от 23.04.2019; вх. N 184-з от 21.05.2019 г.) о распространении рекламных объявлений в почтовых ящиках г. Липецка, следующего содержания: "Вторичное оповещение Кому: Жильцы дома Адрес:__________ На Ваше имя поступило: \x{02c5} Уведомление Повторно оповещаем Вас, что в Вашем доме в течение этого месяца проводится плановая установка окон ПВХ, остекление и отделка балконов, раздвижные системы SLIDORS и PROVEDA по сниженным ценам.
Предоставляется БЕСПРОЦЕНТНАЯ рассрочка, без участия банка.
Свяжитесь с нами по телефону для уточнения времени бесплатного выезда замерщика по Вашему адресу. Работаем по области.
Прием заявок 8(800)550-35-75
по телефону: 8(4742)71-47-55
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ 8-900-593-36-97".
Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
п. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на листовках, схожих с бланками вторичного извещения Почты России, в силу ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространяется среди неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей такой информации к услугам по установке окон ПВХ.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама услуг по установке окон ПВХ оформлена в виде бланков Почты России и обращена к собственникам жилых помещений (жильцам многоквартирных домов). Однако в этой рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.
Помимо прочего, в рекламе имеется информация о предоставлении рассрочки.
Информация о лице, предоставляющем рассрочку отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" указано, что согласно статье 823 Кодекса к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.
Учитывая изложенное, при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. Таким образом, в случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/ в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, рассрочка не является финансовой услугой.
Однако важно отметить, что наличие в рекламном объявлении слов о предоставлении рассрочки при приобретении товара, не исключает привлечение организации к ответственности в случае, если фактически организация рассрочку предоставляла не самостоятельно, а с привлечением для своих клиентов беспроцентных кредитов, предоставляемых кредитными организациями (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 N Ф03-6423/2008).
Таким образом, отсутствие сведений о лице, предоставляющем рассрочку способно ввести потребителей в заблуждение.
Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.
В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Установлено, что указанный в рекламе абонентский номер 8(800)550-35-75 выделен ООО "Окна Клен".
Абонентские номера 8(4742)71-47-55, 8-900-593-36-97 с 19.12.2015 г. зарегистрированы за физическим лицом - <_>.
При этом <_> является учредителем ООО "Окна Клен".
Поскольку информация, указанная в рекламе, направлена на продвижении на рынке услуг, связанных с установкой окон ПВХ и относится к предпринимательской деятельности, а также на основании вышеизложенного рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать ООО "Окна Клен".
На основании вышеизложенного, в связи с наличием в рассматриваемой рекламе признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело N 048/05/5-357/2019.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Рассматривая реклама изготавливалась на основании договора оказания услуг от 02 мая 2019 года (далее - Договор), заключенного между ООО "Окна Клен" и <_>.
Предметом указанного Договора являются услуги по составлению и изготовлению рекламных листовок в соответствии с ФЗ "О рекламе".
Определением от 27.06.2019 г. об отложении рассмотрения дела N 048/05/5-357/2019 <_> привлечен в дело в качестве ответчика.
Согласно сведениям ООО "Окна Клен" макет рекламных листовок с обществом не согласовывался, т.к. в соответствии с пунктом 2.2.1. Договора исполнитель (<_>) обязуется оказать услуги в соответствии с требованиями ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела, <_> пояснил, что ООО "Окна Клен" поручило ему изготовить рассматриваемые рекламные листовки. Кроме того, согласно пояснениям <_>, макет листовок ему был представлен обществом. Однако доказательств, подтверждающих данное утверждение, представлено не было.
ООО "Окна Клен" пояснило, что макет рекламной продукции им не предоставлялся.
При этом согласно пунктам 2.1.1.-2.1.3. Договора общество обязуется предоставить <_> все необходимые сведения для составления макета рекламной листовки, своевременно рассматривать в порядке согласования проекты рекламных материалов.
Помимо прочего, ООО "Окна Клен" оплатило счет от 17.05.2019 г. N 963 в размере 71 000 рублей за изготовление листовок А6 1+0 в количестве 2000000 шт.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рекламы, следующего содержания: "Вторичное оповещение Кому: Жильцы дома Адрес:__________ На Ваше имя поступило: \x{02c5} Уведомление Повторно оповещаем Вас, что в Вашем доме в течение этого месяца проводится плановая установка окон ПВХ, остекление и отделка балконов, раздвижные системы SLIDORS и PROVEDA по сниженным ценам.
Предоставляется БЕСПРОЦЕНТНАЯ рассрочка, без участия банка.
Свяжитесь с нами по телефону для уточнения времени бесплатного выезда замерщика по Вашему адресу. Работаем по области.
Прием заявок 8(800)550-35-75
по телефону: 8(4742)71-47-55
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ 8-900-593-36-97" является ООО "Окна Клен".
При этом в материалах дела отсутствует информация о прекращении распространения рассматриваемой рекламы.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую по почтовым ящикам в г. Липецке, следующего содержания: "Вторичное оповещение Кому: Жильцы дома Адрес:__________ На Ваше имя поступило: \x{02c5} Уведомление Повторно оповещаем Вас, что в Вашем доме в течение этого месяца проводится плановая установка окон ПВХ, остекление и отделка балконов, раздвижные системы SLIDORS и PROVEDA по сниженным ценам.
Предоставляется БЕСПРОЦЕНТНАЯ рассрочка, без участия банка.
Свяжитесь с нами по телефону для уточнения времени бесплатного выезда замерщика по Вашему адресу. Работаем по области.
Прием заявок 8(800)550-35-75
по телефону: 8(4742)71-47-55
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ 8-900-593-36-97", рекламодателем которой является общество с ограниченной ответственностью "Окна Клен" (241023, г. Брянск, ул. Бежитская, д. 183, ИНН 3257041879, ОГРН 1163256056061), т.к. нарушена ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Окна Клен" предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
ПРЕДПИСАНИЕ N 048/05/5-357/2019
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
29 июля 2019 года г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<_> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<_> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
<_> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
на основании своего решения от 29.07.2019 г. по делу N 048/05/5-357/2019 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью "Окна Клен" (241023, г. Брянск, ул. Бежитская, д. 183, ИНН 3257041879, ОГРН 1163256056061), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
Обществу с ограниченной ответственностью "Окна Клен" (241023, г. Брянск, ул. Бежитская, д. 183, ИНН 3257041879, ОГРН 1163256056061) в течение десяти дней с момента получения предписания прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", путем прекращения распространения рекламы, следующего содержания: "Вторичное оповещение Кому: Жильцы дома Адрес:__________ На Ваше имя поступило: \x{02c5} Уведомление Повторно оповещаем Вас, что в Вашем доме в течение этого месяца проводится плановая установка окон ПВХ, остекление и отделка балконов, раздвижные системы SLIDORS и PROVEDA по сниженным ценам.
Предоставляется БЕСПРОЦЕНТНАЯ рассрочка, без участия банка.
Свяжитесь с нами по телефону для уточнения времени бесплатного выезда замерщика по Вашему адресу. Работаем по области.
Прием заявок 8(800)550-35-75
по телефону: 8(4742)71-47-55
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ 8-900-593-36-97" на территории города Липецка.
О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 29 июля 2019 г. N 048/05/5-357/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.07.2019