по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
17 марта 2020 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Управление капитального строительства" - _ (доверенность N _ от _) и .. (доверенность N .. от _);
уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода - _ (доверенность N .. от _);
участник закупки (податель жалобы) - Общество с ограниченной ответственностью "Морис" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Морис" (620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, стр. 28, оф 7; далее - ООО "Морис") на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Управление капитального строительства" (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 4; далее - МКУ "УКС") при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее - Комитет) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта Физкультурно - спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода, извещение N 0350300011820000030 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.03.2020,
УСТАНОВИЛА:
11.03.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Морис" на действия муниципального заказчика - МКУ "УКС" при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта Физкультурно - спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода, извещение N 0350300011820000030 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.03.2020 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Муниципальным заказчика - МКУ "УКС" в документации об аукционе установлено излишнее требование к составу вторых частей заявок участников аукциона о предоставлении ими документов, подтверждающих соответствие данных участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
2. В нарушение требований приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 841/пр от 23.12.2019 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 841/пр) в составе документации об аукционе отсутствует смета контракта, протокол начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, заказчиком в нарушение требований Приказа не были применены индексы, учитывающие инфляцию на период строительства.
3. В соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к проекту муниципального контракта; далее - График) срок выполнения работ по устройству наружных инженерных сетей и сооружений установлен с момента заключения контракта и до 30.04.2020.
При этом, в составе проектной документации, размещенной в составе документации об аукционе на официальном сайте, содержатся технические условия от Публичного акционерного общества "Ростелеком" N 124 от 14.02.2019 и Акционерного общества "Новгородоблэнерго" N 222-19 от 19.02.2019 (как указано в Жалобе), действие которых истекло на момент объявления о проведении рассматриваемой закупки.
Учитывая срок заключения контракта и необходимость получения новых технических условий, установленный срок выполнения вышеуказанного этапа работ является невыполнимым.
Муниципальный заказчик - МКУ "УКС" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. N 1793 от 16.03.2020 Новгородского УФАС России), а также в соответствии с устными пояснениями, данными его представителями на рассмотрении Жалобы.
1. От участников закупки не требуется предоставление в составе вторых частей заявок на участие в аукционе документов, подтверждающих их соответствии дополнительным требованиям в рамках Постановления N 99.
2. Строительство объекта осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которого является сводный сметный расчет стоимости строительства, на основании которого и осуществлено определение начальной (максимальной) цены контракта.
3. Устанавливая в Графике сроки выполнения работ, заказчик руководствовался своей потребностью в выполнении конкретного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в указанные сроки. При этом, общий срок строительства объекта, установленный Графиком, соответствует нормативной продолжительности строительства объекта, рассчитанного при разработке проектной документации.
После заключения контракта подрядчик будет обязан разработать и предоставить на согласование заказчику детальный график выполнения работ, на основании Графика, не нарушая сроков отдельных этапов, установленных заказчиком. При этом, подрядчик определит последовательность работ.
При этом, проектная документация ("Проект организации строительства") предусматривает возможность выполнения работ в две смены.
В отношении технических условий представители МКУ "УКС" отметили, что относительно технических условий, срок действия которых истек, подрядчик обращается в организации, их выдавшие с запросом об актуальности данных технических условий. Данный организации в своем ответе укажут, являются ли данные технические условия актуальными (то есть фактически пролонгируют их действие) или же ответят, что данные технические условия актуальными уже не являются и в них требуется внесение изменений или же требуется получение новых технических условий.
На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика - МКУ "УКС" устно поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.
Уполномоченный орган - Комитет представил письменные возражения на Жалобу (вх. N 1797 от 16.03.2020 Новгородского УФАС России) в отношении довода Жалобы N 1 следующего содержания.
В соответствии с документацией об аукционе документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в рамках Постановления N 99, не включаются в состав вторых частей заявок участников закупки. Данный довод Жалобы является необоснованным.
В отношении остальных доводов Жалобы Комитет отмечает, что сотрудники Комитета не обладают специальными знаниями в сфере строительства, в связи с чем, уполномоченный орган не может дать компетентную оценку двум другим заявленным доводам.
На рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа - Комитета поддержала доводы возражений на нее в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В марте 2020 года муниципальным заказчиком - МКУ "УКС", уполномоченным органом - Комитетом осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта Физкультурно - спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода, извещение N 0350300011820000030 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.03.2020 (начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) - 132 475 256, 40 рублей).
Документация об электронном аукционе в последней редакции (далее - Документация) утверждена директором МКУ "УКС" _ 04.03.2020.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Муниципальным заказчиком - МКУ "УКС" в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по строительству объекта Физкультурно-спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении N 99.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Законом о контрактной системе определено, что дополнительные требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в извещении и документации о проведении электронного аукциона.
Как следует из части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 настоящей статьи. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
Согласно пункту 1 Постановления N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;
не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям являются:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как отмечалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству объекта Физкультурно-спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода в связи с чем, аналогичные по содержанию дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки (в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99) установлены в пункте 9.4 Документации, аналогичный перечень документов (в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99), подтверждающий соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям, приведен в пункте 10.4 Документации.
Также, в составе Документации на официальном сайте размещена проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 8.2 стать 66 Закона о контрактной системе установлено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При этом при проведении электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации оператор электронной площадки также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 настоящего Федерального закона первые части заявок таких участников. В течение указанного срока оператор электронной площадки обязан направить участникам соответствующие уведомления.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, заказчик при осуществлении закупки, объектом которой является выполнение работ, требующее от участника такой закупки наличие у него опыта исполнения контрактов по аналогичным работам в соответствии с положениями Постановления N 99, не вправе требовать от участников такой закупки предоставление во второй части заявки на участие в ней документов (и их копий), подтверждающих наличие у них такого опыта.
В пункте 10.4 Документации установлен перечень документов (или их копии), которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в пункте 9.4 Документации. Данный перечень документов (или их копии) соответствует перечню документов, приведенному в пункте 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99.
При этом, в Документации не указано, что данные документы должны быть представлены в составе вторых частей заявок участников закупки.
Согласно пункту 10.5.6 Документации электронные документы (их копии), указанные в пункте 10.4 документации, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона (пункт 9.4. документации), не включаются участником аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Из вышеизложенного следует, что при установлении муниципальным заказчиком - МКУ "УКС" в Документации в указанном виде требований о наличии у участников рассматриваемой закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) и о наличии документов, подтверждающих наличие такого опыта, каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не содержится. Заказчик не требует предоставления данных документов в составе вторых частей заявок участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.
2. Согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика) утверждены Приказом N 841/пр.
Согласно пункту 7 Порядка результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола.
Пунктом 22 Порядка установлено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется в следующем порядке:
а) производится пересчет сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату утверждения проектной документации в текущий уровень цен на дату определения НМЦК на выполнение подрядных работ с применением индексов фактической инфляции за соответствующий период;
б) показатели сметной стоимости подрядных работ по главам сводного сметного расчета стоимости строительства в текущем уровне цен умножаются на индекс прогнозной инфляции на период строительства. Индекс прогнозной инфляции на период строительства рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ с учетом срока выполнения работ в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с пунктами 29, 30 Порядка НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).
Согласно пункту 2 Приказа N 841/пр положения Порядка не применяются в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего приказа.
Приказ вступил в силу 15.02.2020, информация о проведении рассматриваемого аукциона была размещена на официальном сайте 03.03.2020.
Как указывает податель Жалобы, предусмотренные пунктами 7 и 29 Порядка протокол и проект сметы контракта в составе Документации не размещены, кроме того, заказчиком при расчете НМЦК не был применен индекс, учитывающий инфляцию периода строительства.
На рассмотрении Жалобы представители МКУ "УКС" устно отметили, что данные протокол и проект сметы контракта заказчиком не составлялись, вследствие чего их размещение на официальном сайте не представляется возможным. Индекс прогнозной инфляции на период строительства при определении НМЦК заказчиком не рассчитывался
Оценивая указанный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок.
Аналогичная позиция содержится в письме N ИА/699/16 от 13.01.2016 ФАС России.
Антимонопольный орган оценивает исключительно наличие в составе документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Приложением N 1 к Документации является "Обоснование цены".
В Приложении N 1 к Документации указано, что формирование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено заказчиком в соответствии с приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567 и посредством применения проектно-сметного метода. Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о контрактной системе. Цена контракта включает в себя стоимость выполнения Работ в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией, получение заключений, согласований, разрешений, необходимых для выполнения Работы, расходы на оплату услуг органов надзора, затраты на транспортировку, складирование, хранение строительных материалов, расходов на страхование, уплату налогов, сборов, работ, связанных с выполнением технологического присоединения объекта к инженерным сетям, включая плату за подключение объекта, и других платежей.
Сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы.
Также, в Приложении N 1 содержится сводный сметный расчет стоимости строительства.
Локальные сметные расчеты также содержатся в составе Документации.
При этом, правомерность расчетов начальной (максимальной) цены контракта, правильность оформления документов по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, применение или неприменение при ее расчете заказчиком индекса прогнозной инфляции на период строительства предметом рассмотрения комиссии контрольного органа в сфере закупок в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.
В данной части Жалоба является необоснованной.
3. Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Как следует из пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Помимо прочего, в составе Документации на официальном сайте размещена проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1.2 Проекта контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к муниципальному контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы (при условии их надлежащего выполнения) и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
График представляет собой таблицу, в которой, помимо прочего, указаны этапы выполнения работ, порядковые номера и наименования этапов, сроки их исполнения, физический объем работ в соответствии с проектной документацией.
В частности, в Графике предусмотрены этапы работ, сроки их выполнения и физический объем, в частности:
- этап N 3 - "Устройство наружных инженерных сетей и сооружений" - с момента заключения контракта до 30.04.2020; в соответствии с проектом.
В составе проектной документации (раздел "Пояснительная записка") размещена информация о технических условиях, полученная от ресурсоснабжающих организаций (размещены ответы соответствующих организаций).
Податель Жалобы считает, что с учетом необходимости получения новых технических условий от АО "Новгородоблэнерго" и ПАО "Ростелеком" (как указывает податель Жалобы), взамен утратившим силу техническим условиям, срок выполнения этапа N 3 Графика - "Устройство наружных инженерных сетей и сооружений" - является невыполнимым.
Изучив данный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В составе проектной документации отсутствуют информация о каких-либо технических условиях от АО "Новгородоблэнерго" (именно данную ресурсоснабжающую организацию указывает в Жалобе ООО "Морис").
Документ с N 222-19 от 19.02.2019 был выдан Акционерным обществом "Новгородоблэлектро" и является не техническими условиями, а согласованием размещения Физкультурно - спортивного комплекса по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода, в котором АО "Новгородоблэлектро" предварительно согласовывает размещение данного объекта при соблюдении ряда требований.
При этом, технические условия АО "Новгородоблэлектро" были выданы 25.06.2019 (N НО 810-19 АО "Новгородоблэлектро") со сроком действия 2 года.
То есть, по состоянию на момент объявления о проведении рассматриваемой закупки данные технические условия являются актуальными, получение новых технических условий не требуется.
Филиалом ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской областях (а не непосредственно ПАО "Ростелеком") 22.02.2019 были выданы технические условия N 124. Срок действия данных технических условий - 1 год.
То есть на момент объявления рассматриваемой закупки срок действия вышеуказанных технических условий действительно истек.
Вместе с тем, подателем Жалобы не представлено доказательств, что в установленный срок невозможно согласование вышеуказанных технических условий и выполнение работ по устройство наружных инженерных сетей и сооружений.
Так, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что запрос о выдаче технических условий был направлен в адрес филиала ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской областях 13.02.2019. Ответ филиала ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской областях был дан 22.02.2019. При этом, как следует из данного ответа, сами технические условия были подготовлены 14.02.2019, то есть на следующий день после направления соответствующего запроса.
Таким образом, получение технических условий от филиала ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской областях не является длительным процессом.
При этом, как отмечают представители заказчика, подрядчик может обратиться с запросом в филиал ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской областях с запросом об актуальности данных технических условий и в случае положительного ответа руководствоваться именно техническими условиями N 124.
В материалах Жалобы доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что данные работы в установленные Графиком сроки выполнить невозможно, отсутствуют.
Доказательств того, что установленные заказчиком требования к сроку выполнения вышеуказанного этапа работ направлены исключительно на ограничение числа участников закупки, в материалах Жалобы не имеется, подателем Жалобы не представлено.
В данном случае на участие в электронном аукционе было подано три заявки, то есть как минимум три участника закупки готовы исполнить условия контракта в указанные в нем сроки.
Данные лица своей волей, в своем интересе, будучи свободным в осуществлении своей предпринимательской деятельности, подали заявки на участие в рассматриваемом аукционе, осознавая ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта.
При этом, все лица, подавшие заявки, приняли участие в торгах, произошло значительное понижение начальной (максимальной) цены контракта (13%).
Доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что оспариваемый этап строительных работ в установленные Графиком сроки выполнить невозможно, подателем Жалобы не представлено.
Также Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что ООО "Морис" заявку на участие в рассматриваемой закупке не подавало. При этом, согласно данным из открытых источников в сети "Интернет" (сайт Единого реестра членов СРО "НОСТРОЙ": http://reestr.nostroy.ru/) в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства ООО "Морис" не состоит (хотя такое требование к участникам закупки установлено в Документации).
То есть, обжалуемые сроки выполнения вышеуказанного этапа строительных работ никоим образом не нарушают права и интересы подателя Жалобы.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной полностью.
Одновременно с рассмотрением Жалобы внеплановая проверка осуществления закупки не проводилась в связи с её проведением по результатам рассмотрения жалобы по данному аукциону другого участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОСТРОЙ" (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт - Петербургская, д. 107, пом. 3; далее - ООО "ТЕХНОСТРОЙ").
Жалоба ООО "ТЕХНОСТРОЙ" была признана необоснованной, в результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - МКУ "УКС", уполномоченного органа - Комитета установлено не было.
Руководствуясь статьями 22, 24.2, 31, 33, 34, 64, 66, 68, 110.2 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Морис" (620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, стр. 28, оф 7) на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Управление капитального строительства" (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 4) при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта Физкультурно - спортивный комплекс по улице Вересова в квартале 239 Великого Новгорода, извещение N 0350300011820000030 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.03.2020, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2020