Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Троя СТ" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на охранные услуги (реестровый N 31908730092, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная нарушением порядка оценки заявок на участие в Закупке.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 15.01.2020 N 31908730092-3 (далее - Протокол оценки и сопоставления заявок) заявке Общества по критерию N 2 "Качество услуг и квалификация участника" начислено 35,40 баллов, с чем Заявитель выражает несогласие.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.
Как следует из Закупочной документации, оценка заявок участников Закупки по критерию "Качество услуг и квалификация участника" определяется исходя из сравнения предложений по качеству услуг и квалификации участника, с учетом требований Технического задания конкурсной документации и фактических предложений участников.
При оценке по данному критерию принимаются во внимание показатели, указанные в подпунктах 1-17 Формы 4 Закупочной документации. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в Закупочной документации, составляет 100 баллов. Максимальные значения показателей, указанных в Форме 4 Закупочной документации, указаны ниже. При оценке заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и квалификации участника Закупки.
В форме 4 "Предложения о качестве услуг и квалификации" части II Закупочной документации "Образцы форм для заполнения участниками закупки" установлена таблица указания предложений (данных) участника Закупки по показателям критерия "Качество работ и квалификация участника закупки" и максимально значение показателя в баллах.
Так, например, одними из показателей являются:
- "Предложение участника по времени прибытия группы быстрого реагирования по сигналу тревоги".
- "Количество объектов охраны, охранявшихся участником размещения заказа в 2016-2018 г. на основании гражданско-правовых договоров и государственных (муниципальных) контрактов";
- "предложение участника по оснащению экипажа ГБР служебных оружием"
- "предложение участника по индивидуализации транспортного средства экпиажа ГБР специальной маркировкой".
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", определяется по формуле:
Р2 = |
(Рi1 + Рi2 + _ + Рik ) |
х 60 |
100 |
Р2 - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке на участие в конкурсе по данному критерию;
Рik значение в баллах (среднее арифметическое значение бальных оценок всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по k-му подкритерию, где k- количество установленных подкритериев.
Для определения рейтинга заявок по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" применяется предложение, подготовленное участником закупки в соответствии с частью II "Образцы форм для заполнения участниками закупки" Закупочной документации.
Порядок присвоения баллов по показателям рассчитывается в зависимости
от количества представленных квалифицированных описаний направлений.
При этом указано, что копирование положений технической части конкурсной документации, без предоставления информации по вышеуказанным направлениям влечет за собой присвоение 0 баллов по показателям критерия "качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг".
В свою очередь, Комиссия отмечает, что данный порядок оценки, установленный в Закупочных документациях является необъективным, поскольку фактически, Заказчик обязывает участников Закупок самим доформировывать техническое задание за Заказчика. При этом совершенно непонятно, каким образом заполнять описание, если техническое предложение участника не должно копировать техническое задание в рассматриваемой части.
Следует также отметить, что представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что оценка заявок по рассматриваемому критерию осуществляется субъективно каждым членом Закупочной комиссии.
Комиссия отмечает, что установленный Заказчиком в Закупочной документации непрозрачный порядок оценки заявок нарушает положения действующего законодательства, не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика при оценке заявки Общества.
По мнению Комиссии, вышеуказанный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении договора, ввиду отсутствия в ней детального и прозрачного порядка оценки и сопоставления заявок
на участие в Закупках.
При этом показатели критерия "Качество услуг и квалификация участника" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о Закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях, не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Как установлено Комиссией, в Закупочной документации отсутствуют положения, через которые возможно установить то, какие именно объективные факторы влияют на присвоение тех или иных баллов участникам закупки.
Фактически из положений Закупочных документаций следует, что количество баллов, присваиваемое участнику закупки по неценовым критериям, которые определяют существо самого предложения лица, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии заказчика или лиц, проводящих такую оценку.
Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников Закупки возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.
Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить алгоритм присвоения тех или иных баллов, что,
в свою очередь, не позволяет участникам Закупки получить достоверную информацию.
Ввиду отсутствия в документациях о Закупках порядка оценки
и сопоставления заявок по нестоимостным критериям в действиях Заказчика Комиссией Управления установлено нарушение положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Следует также отметить, что Протокол оценки и сопоставления заявок отсутствует указание на то, каким образом присваивалось то или иное количество баллов участникам процедуры Закупки.
К числу основополагающих принципов закупочной деятельности закон относит принцип информационной открытости, прозрачности закупочных процедур (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Указанного правового подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-43124/14, А40-43121/14, А40-108063/2016, А40-94008/2016, А40-93191/2017.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что Закупочная документация является исключительно актом локального характера, а потому ее положения подлежат применению лишь в той ее части, которая не противоречит требованиям закона, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормоположениям закупочной документации.
В этой связи, вне зависимости от того, какие именно сведения подлежат указанию в Протоколе оценки и сопоставления заявок, в указанном протоколе должны быть отражены абсолютно все сведения, касающиеся непосредственного определения организатором закупки победителя закупочной процедуры.
В то же время, оценивая содержание Протоколе оценки и сопоставления заявок, следует отметить, что содержание этого протокола таких сведений не содержит и не позволяет сделать однозначный вывод о причинах присвоения участникам Закупки указанных в данном протоколе баллов.
Так, Заказчиком в Протоколе оценки и сопоставления заявок указано только количество баллов баллов присвоенное участникам без указания как происходил расчет этих баллов и какие документы участников при этом учитывались.
Следует отметить, что предоставленное Заказчику право самостоятельно определять перечень подлежащих указанию в Протоколе оценки и сопоставления заявок закупки сведений, а также право не раскрывать перед участниками закупки информацию о рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении заявок не свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований действующего законодательства о закупках, поскольку в контексте пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 10 ГК РФ любое право оканчивается там, где начинается злоупотреблением им и, тем самым, нарушаются права и законные интересы иных лиц. В настоящем случае, как видно из представленных на заседание Комиссии материалов, действия Заказчика по формированию Протокола оценки и сопоставления заявок привели к нарушению права Заявителя на получение объективной и достоверной информации о причинах его поражения в оспариваемой Закупке.
Оценивая в настоящем случае действия Заказчика по выбору перечня отраженных в Протоколе оценки и сопоставления заявок сведений, следует признать, что указанных сведений было явно недостаточно для соблюдения принципа информационной открытости закупки, а потому действия последнего представляют собой ничто иное, как злоупотребление правом, не допустимое действующим гражданским законодательством (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Следует признать, что действия Заказчика в настоящем случае направлены на изыскание всевозможных способов ранжирования поданных заявок
с оставлением для самого себя возможности в любой момент изменить обоснование причин начисления баллов этой заявке (манипулировать отсутствием детального обоснования принятого решения о выборе победителя закупки). В то же время, действия Заказчика в указанной части не только нарушают принцип информационной открытости закупки, но и не соответствуют основополагающим принципам гражданского законодательства Российской Федерации, а именно принципу недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ), а также принципу недопустимости злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
На основании изложенного, учитывая отсутствие в Протоколе оценки и сопоставления заявок четкого и недвусмысленного обоснования принятого Закупочной комиссией решения о начислении баллов участникам, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1
части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОП "Троя СТ" (ОГРН: 1075032006895, ИНН: 5032168238) на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (ОГРН: 1057717015400, ИНН: 7717149663) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1
статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-983/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.01.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 23.01.2020 по делу N 077/07/00-983/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса на право заключения договора на охранные услуги (реестровый N 31908730092, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 23.01.2020 по делу N 077/07/00-983/2020.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Закупке с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии
от 23.01.2020 по делу N 077/07/00-983/2020.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 13.04.2020.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.04.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.03.2020