Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_)
члены Комиссии: (_)
рассмотрев материалы дела N 055/05/5-138/2020 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Издательский дом Сорокиной", место нахождения: 644112, г. Омск, бульвар. Архитекторов, д. 8, ИНН 5504218781, ОГРН 1105543015082) требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителя от ООО "Издательский дом Сорокиной", уведомленного надлежащим образом (ходатайство от 27.02.2020),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области поступила информация о проведении в период с 04.02.2020 по 06.02.2020 мероприятий систематического наблюдения в отношении информационно-аналитического журнала "Архитектура и строительство Омской области".
По итогам наблюдения установлено, что в выпуске журнала от 16.12.2019 N 4 (154) на странице N 71 размещена реклама международной строительно-интерьерной выставки "Batimat", сопровождающаяся знаком информационной продукции "14+", следующего содержания: "Batimat RUSSIA Международная строительно-интерьерная выставка 3-6/03 2020 GLOBAL DESIGN Выставка интерьерного дизайна нового формата 14+ +7495 961 22 62 Batimat-rus.com".
По мнению Управления Роскомнадзора по Омской области, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - выставке.
Определением Омского УФАС России от 13.02.2020 в отношении рекламораспространителя - ООО "Издательский дом Сорокиной" возбуждено дело N 055/05/5-138/2020 по признакам нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В классификации, содержащейся в части 3 статьи 6 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", отсутствует такой знак информационной продукции, "14+".
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Таким образом, реклама зрелищного мероприятия (выставки) была обозначена знаком информационной продукции, отсутствующим в классификации, данной законодателем.
При этом согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с выходными данными издателем журнала является ООО "Издательский дом Сорокиной", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО "Издательский дом Сорокиной" представило письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 27.02.2020 N 1910э): "_Макет для публикации был создан с ошибочным знаком информационной продукции, отсутствующим в квалификации_".
Рекламораспространитель (ООО "Издательский дом Сорокиной") зная о том, что к рекламе зрелищных мероприятий законодательством Российской Федерации установлено обязательное указание категории информационной продукции, должен был осуществить распространение рекламы со знаком информационной продукции в соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
При этом Комиссия отмечает, что статья 38 Федерального закона "О рекламе" не устанавливает административной ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая тот факт, что размещение вышеуказанной рекламы носило разовый характер, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО "Издательский дом Сорокиной" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу информационной продукции, распространенную ООО "Издательский дом Сорокиной" (ИНН 5504218781, ОГРН 1105543015082) в журнале "Архитектура и строительство Омской области" от 16.12.2019 N 4 (154), ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Издательский дом Сорокиной" не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 04.03.2020.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 марта 2020 г. N 055/05/5-138/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.03.2020