Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/28-2038/2019 в отношении ООО "Казанские Окна" (ОГРН 1071690041500; ИНН 1655140321; адрес (место нахождения) юридического лица: 420021, Республика Татарстан, город Казань, улица Габдуллы Тукая, дом 64, офис 9А) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- представителя ООО "Казанские Окна";
- представителя ООО "ЭВА Девелопмент",
в отсутствии:
- представителя ИП Хусаиновой А.М. - извещен;
- представителя ООО "Линк" - извещен;
- представителя ООО "Рефакт+" - извещен,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения рекламы в сети Instagram с текстом: "ЖК Яркий Ипотека с первым взносом 0 рублей", что имеет признаки нарушения Закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: "ЖК Яркий Ипотека с первым взносом 0 рублей" распространяемая в сети Instagram, в силу статьи 3 Закона "О рекламе" является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам (ипотека) и к квартирам в многоквартирном жилом доме в жилом комплексе "Яркий".
Ипотека по своей правовой природе является формой залога недвижимого имущества, при котором имущество является собственностью должника, но при этом его кредитор в случае невыполнения должником своих обязательств по выплате денежных средств получает право на реализацию заложенного ему недвижимого имущества в целях возврата переданных должнику денежных средств. Иными словами, обязательством должника является погашение кредита, а залог недвижимости является формой обеспечения исполнения финансовых обязательств должника перед его кредитором.
Из содержания рассматриваемой рекламы информация со сведениями: "ЖК Яркий Ипотека с первым взносом 0 рублей" предполагает ипотеку, которая установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору (ст. 2 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
Ипотека, установленная в обеспечение исполнения кредитного договора или договора займа с условием выплаты процентов, обеспечивает также уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными средствами).
Следовательно, рекламодатель в вышеуказанной информации рекламирует в том числе ипотечный кредит, который является целевым долгосрочным кредитом на покупку жилья и является банковской услугой.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В ходе анализа рекламного объявления с текстом: "ЖК Яркий Ипотека с первым взносом 0 рублей", Управлением было установлено, что после перехода по ссылке "получить предложение" открывается страница с текстом: "оставьте данные, чтобы получить предложение".
Начальная страница с вышеуказанным рекламным текстом содержит рекламу услуг, связанной с предоставлением кредита (ипотека с первым взносом 0 рублей). Данная страница и страница, которая открывается после перехода по ссылке "подробнее", не содержит всех остальных условий, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, а именно: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения (Письмо ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг").
К тому же, согласно части 14 статьи 28 Закона "О рекламе" если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Комиссией установлено, что в рассматриваемой рекламе, объектом являются финансовые услуги, а именно возможность предоставления кредита под залог имущества (ипотека) для приобретения квартиры в ЖК "Яркий" с первоначальным взносом 0 рублей, при этом наименование лица, которое предоставляет указанные услуги, отсутствует, как ровно отсутствует информация об иных условиях влияющих на его стоимость.
На заседании Комиссии представитель ООО "Казанские Окна" приложил в материалы дела агентский договор, заключенный между указанным Обществом и ООО "ЭВА Девелопмент", ссылаясь на то, что поиск потенциальных участников долевого строительства, следовательно, и рекламирование ЖК "Яркий" возложен на ООО "ЭВА Девелопмент", в связи с чем в действиях ООО "Казанские Окна" отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства.
Согласно представленному в адрес Управления агентскому договору N1 от 07.06.2018 г. заключенный между ООО "Казанские Окна" (принципал) и ООО "ЭВА Девелопмент" (агент), принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия, указанные в пункте 1.2 указанного договора, в целях осуществления деятельности принципала в качестве застройщика, а принципал обязуется выплатить агенту вознаграждение за исполнение поручения и оказанные услуги. По данному договору агент в том числе совершает действия по поиску потенциальных участников долевого строительства в отношении объектов недвижимости принципала, либо поиск клиентов по приобретению объектов недвижимости, возведенных/возводимых принципалом, а также организовывает и осуществляет рекламные акции, пиар-компании и иные маркетинговые мероприятия в отношении объектов принципала. Согласно пункту 3.1 указанного договора размер вознаграждения агента за услуги, оказываемые в рамках настоящего договора, составляет 3 % от цены договора долевого участия в строительстве, заключенный между принципалом и участником долевого строительства.
Следовательно, ООО "Эва Девелопмент" получает выгоду от привлеченных клиентов к услугам, которые оказывает ООО "Казанские Окна".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ЭВА Девелопмент" поддерживал позицию, что данное Общество не изготавливало и не распространяло рассматриваемую рекламу, а также приложил в материалы дела договоры на оказание услуг по продвижению в социальных сетях и на изготовление рекламных материалов, между указанным Обществом и ИП Хумаиновым А.М., ООО "Линк", ООО "Рефакт+".
К участию в рассмотрении дела были привлечены ИП Хумаинова А.М., ООО "Линк", ООО "Рефакт+" в качестве лиц, в чьих действиях присутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, в адрес Управления поступил ответ на запрос АО "Эр-Телеком Холдинг", согласно которому номер, представленный в рассматриваемом рекламном объявлении, а именно <_>, закреплен за ООО "Эва-Девелопмент" (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 58, оф. 13; ОГРН 1181690035515; ИНН 1655401767).
Следующее заседание Комиссии было назначено на 12 февраля 2020 года в 10 часов 00 минут.
На указанном заседании Комиссии было установлено, что выгодоприобретателями данной рекламы являются ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент", так как номер, указанный в рекламном объявлении принадлежит агенту ООО "Казанские Окна" - ООО "ЭВА Девелопмент", задачей которого являлось поиск потенциальных участников долевого строительства, следовательно, и рекламирование ЖК "Яркий", в том числе путем размещения рекламы в социальных сетях, что и было сделано указанным Обществом. Данные обстоятельства подтверждают условия договора заключенного между ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент".
Согласно Письму ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ключевым критерием для признания какого-либо лица рекламодателем является факт того, что указанное лицо определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы, а не формальное указание в гражданско-правовом договоре какого-либо лица в качестве рекламодателя.
При этом рекламодателями одной и той же рекламной информации могут быть признаны одновременно несколько лиц, при условии, что каждое из них определяло объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Однако конкретного перечня документов, необходимых для установления рекламодателя действующее законодательство Российской Федерации о рекламе не содержит. Отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении либо производстве (изготовлении) рекламы и иных документов, а также всех обстоятельств распространения рекламы.
На основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 14 статьи 28 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе дальнейшего анализа вышеуказанной страницы в сети Instagram и с помощью открытых сведений в сети Интернет было установлено, что рекламодателем также является ООО "Казанские Окна" (ОГРН 1071690041500; ИНН 1655140321; адрес (место нахождения) юридического лица: 420021, Республика Татарстан, город Казань, улица Габдуллы Тукая, дом 64, офис 9А), так как на сайте yarkiy-kvartal.ru указано наименование застройщика ЖК "Яркий", что подтверждается проектной декларацией N16-000607 (дата первичного размещения: 22.11.2018).
К тому же, согласно пункту 1.2.5 агентского договора, предметом которого является привлечение клиентов к услугам, которые оказывает Застройщик (ООО "Казанские Окна") между ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент" последний привлекает клиентов путем организации и осуществления рекламных акций.
Учитывая вышеизложенное и то, что номер, указанный в рекламном объявлении принадлежит ООО "ЭВА Девелопмент", рекламодателем также является указанное Общество.
В данном случае ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент" рекламируют квартиры в многоквартирном жилом доме и выгодную ипотеку без указания всех условий кредитования, которые определяют фактическую стоимость кредита. Выгодоприобретателями рассматриваемой рекламы являются ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент", так как данные общества получают выгоду в виде притока новых клиентов и денежных средств за счет новых потребителей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу распространяемую в сети Instagram с текстом: "ЖК Яркий Ипотека с первым взносом 0 рублей", рекламодателями которой является ООО "Казанские Окна" (ОГРН 1071690041500; ИНН 1655140321; адрес (место нахождения) юридического лица: 420021, Республика Татарстан, город Казань, улица Габдуллы Тукая, дом 64, офис 9А) и ООО "ЭВА Девелопмент" (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 58, оф. 13; ИНН 1655401767), несоответствующей части 3 и 14 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" в части распространения рекламы без указания всех остальных условий, определяющие фактическую стоимость кредита (ипотеки).
Выдать ООО "Казанские Окна" и ООО "ЭВА Девелопмент" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства о прекращении совершения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствии лиц, допустивших нарушение.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 февраля 2020 г. N 016/05/28-2038/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2020