Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "НевахимС" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.02.2020 вх. N 3899-ЭП/20) ООО "НевахимС" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку химикатов 8 (извещение N 31908734234, лот N 1), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
27 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908734234 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку химикатов 8 (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот N 1 - 1 500 000,00 руб.; Лот N 2 - 120 000,00 руб.; Лот N 3 - 1 200 000,00 руб.; Лот N 4 - 12 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
20.01.2020 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
27.01.2020, 30.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр., д. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908734234 по лоту N 1 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации дискриминационного порядка сравнения ценовых предложений участников Закупки, находящихся на разных системах налогообложения.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "НевахимС" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/4280/20 от 12.02.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/4280/20 от 12.02.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Как следует из ч. 18 ст. 3.2. Закона N 223-ФЗ, победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину ("шаг аукциона").
Пунктом 2.3.3.18.1 Положения о закупках установлено, что в случае если при заключении договора по заявкам объем подлежащих выполнения работ, оказания услуг, количество товара невозможно определить в документации заказчик указывает:
1) перечень закупаемых товаров (работ, услуг) с указанием цены единицы каждого наименования закупаемых товаров (работ, услуг). Сумма таких цен за единицу товаров (работ, услуг) является общей начальной (максимальной) ценой единиц товара (работ, услуг) такой закупки;
2) максимальное значение цены договора.
При этом в документации и проекте договора должно быть указано, что оплата оказанной услуги, выполненной работы, поставленного товара осуществляется по цене единицы товара, услуги, работы исходя из объема фактически услуги, работы, количество товара, но в размере, не превышающем максимального значения цены договора, указанного в документации.
В случае, указанном в п. 2.3.3.18.1 Положения о закупках, участники предоставляют свои предложения в отношении общей начальной (максимальной) ценой единиц товара (работ, услуг) закупки. Договор заключается по цене, указанной в документации как "максимальное значение цены договора".
Согласно п. 1.4 тома 2 Документации максимальное значение цены договора по лоту N 1 составляет: 1 500 000,00 рублей, в т.ч. НДС; общая начальная (максимальная) цена единицы товаров составляет: 865,83 рублей, в т.ч. НДС.
В соответствии с п. 1.6.3 тома 2 Документации цена предлагаемого товара должна быть указана с учетом затрат на транспортировку, упаковку, тару, страхование, уплату налогов (в том числе НДС), таможенных пошлин, сборов и других платежей, связанных с поставкой.
На основании п. 1.6.7 тома 2 Документации необходимое количество товаров определить невозможно (п. 2.3.3.18.1 Положения о закупках ГУП "Петербургский метрополитен"). Количество товара определяется, исходя из фактической потребности Заказчика в товарах.
Цена каждого товара, определяется путем снижения цены единицы товара пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы товара.
Подача ценовых предложений проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены единицы товара.
Стоимость единицы товара рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, указанной в приложении N 1 к тому 2.
В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчет стоимости за единицу товара при заключении договора производится с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение ценового предложения, предложенного победителем, к общей начальной (максимальной) цене единицы товара, установленной в извещении о проведении открытого аукциона, без учета суммы НДС.
При этом договор заключается по максимальной цене договора (максимальное значение цены договора).
Оплата поставленного товара осуществляется по цене единицы товара исходя из объема фактически поставленных товаров, но в размере, не превышающем максимального значения цены договора, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.
Заявитель в жалобе указывает на то, что, по мнению Заявителя, заказчиком в Документации установлены условия, при которых заявка участника, являющегося плательщиком НДС, предложившего меньшую цену без НДС по сравнению с ценой участника, не являющегося плательщиком НДС, признаётся проигравшей вопреки приоритетной выгодности предложения участника, являющегося плательщиком НДС, в денежном выражении на этапе заключения договора. Так, при заключении договора с поставщиком, применяющим ОСНО, заказчик возместит сумму уплаченного поставщиком НДС из бюджета в соответствии с налоговым законодательством РФ, что, в свою очередь, способствует увеличению эффективности расходования денежных средств и сокращению издержек заказчика.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно протоколу подведения итогов Закупки N 31908734234-04 от 03.02.2020 к участию в процедуре Закупки по лоту N 1 было допущено 3 заявки: ООО "НевахимС", ООО "АТС" и ООО "НПО "Прометей". По результатам проведения торгов Закупочной комиссией было принято решение признать победителем процедуры Закупки участника ООО "АТС", предложившего наименьшую общую начальную (максимальную) цену единицы товара, а также присвоить второй порядковый номер участнику ООО "НевахимС".
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что с учетом отсутствия обжалования Заявителем ООО "НевахимС" порядка сравнения ценовых предложений участников Закупки, установленного Документацией, до момента подачи заявки на участие в процедуре Закупки, Заявитель ООО "НевахимС", подав заявку на участие в процедуре Закупки, согласился со всеми условиями Документации, в том числе с установленным в Документации порядком сравнения ценовых предложений участников Закупки. Таким образом, факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ООО "НевахимС" свидетельствует об отсутствии препятствий для участия в процедуре Закупки данного участника с учетом установленного в Документации порядка сравнения ценовых предложений участников Закупки, находящихся на разных системах налогообложения, который Заявитель посчитал допустимым и приемлемым.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 07.02.2020 вх. N 3899-ЭП/20) ООО "НевахимС" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку химикатов 8 (извещение N 31908734234, лот N 1) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020