Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <_> - Руководитель управления;
Члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России;
<_> - государственный инспектор отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России,
рассмотрев дело N 045/05/5-91/2019 по факту нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в трансляции видеоролика рекламы ПАО "МТС" "Вы же в Кургане!" в эфире телеканала "Телеканал "Россия" (Россия 1) на территории г.Кургана в период с 30 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года,
в присутствии представителя ПАО "МТС" - <_>
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области выявлены факты, указывающие на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившиеся в трансляции видеоролика рекламы МТС "Вы же в Кургане!" в эфире телеканала "Телеканал "Россия" (Россия 1) на территории г.Кургана в период с 30 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года.
По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России установлено следующее.
Сведениями, полученными запросом информации (N0113/3014-3 от 16.10.2019) у ООО "Регион Медиа" установлено, что реклама следующего содержания: "-Мне цезарь, чай и пароль от Wi-Fi. -Какой Wi-Fi? Вы же в Кургане! -Ну, что смеетесь видно же не местный! -Да что происходит вообще? -Да какой Wi-Fi? Вы же Кургане! -В Курганской области тарифище с быстрым безлимитным Интернетом, всего за 140 рублей в месяц. -Там есть Wi-Fi? Какой Wi-Fi, вы же в Кургане!" транслировалась в эфире телеканала "Телеканал "Россия"(Россия 1) на территории г.Кургана в период с 30 сентября 2019 г. по 16 октября 2019 г. на основании Договора N РРМ-161227-0071 от 27.12.2017 г. на оказание услуг по размещению рекламы, заключенного между ООО "Регион Медиа" (ранее-АО "Регион Медиа") и ООО "171 Меридиан".
Согласно Протоколу заседания экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 1 от 17.10.2019 года экспертам задан следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что видео ролик рекламы услуг ПАО "Мобильные Телесистемы": "Вы же в Кургане!" содержит некорректное сравнение рекламируемых услуг перед услугами доступа в Интернет, оказываемые иными лицами. Результат голосования: "Да"- 6 человек, "Нет"-5 человек.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание вышеуказанного рекламного ролика, можно сделать вывод, что информация, содержащаяся в нем, обладает всеми признаками рекламы предоставления услуг безлимитного Интеренета, так как направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к рекламируемому объекту.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
ФАС России в Письме от 30.09.2011 N АК/37027 "О рекламе оккультных услуг и недобросовестной рекламе" дала следующее разъяснения по применению норм пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе: пункт 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе запрещает приведение в рекламе некорректного сравнения. При этом, необходимо заметить, что сравнение как таковое в рекламе не запрещается. Однако приводимое в рекламе сравнение должно соответствовать закону.
К некорректному сравнению могут быть отнесены случаи, когда делается вывод о сходстве товаров либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами (без указания конкретного товара, с которым производится сравнение).
Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие. Применительно к сравнению товаров это может осуществляться как путем прямого сопоставления конкретных характеристик, свойств, параметров изделий, так и уподобления одного изделия другому либо указанием на их различность.
Рассматриваемый рекламный ролик следующего содержания: "-Мне цезарь, чай и пароль от Wi-Fi. -Какой Wi-Fi? Вы же в Кургане! -Ну, что смеетесь видно же не местный! -Да что происходит вообще? -Да какой Wi-Fi? Вы же Кургане! -В Курганской области тарифище с быстрым безлимитным Интернетом, всего за 140 рублей в месяц. -Там есть Wi-Fi? Какой Wi-Fi, вы же в Кургане!", содержит признаки сравнения безлимитного интернета предоставляемого ПАО "МТС" с беспроводной локальной сетью Wi-Fi, предоставляемой иными операторами связи, путем превосходства рекламируемых услуг над услугами иных операторов связи.
Таким образом, указанная реклама распространялась с признаками нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, так как в рекламе используется сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами, путем превосходства одного товара над другим
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 частью 2 статьи 5 Закона о рекламе, несет ответственность рекламодатель.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Учитывая вышеизложенное, в данном случае имеются основания полагать, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, юридический адрес: 109147,г. Москва, ул. Марксистская, д. 4), поскольку из текста указанной рекламной информации усматривается, что объектом рекламирования являются услуги ПАО "МТС".
По результатам рассмотрения материалов Курганское УФАС России вынесено определение о возбуждении дела N 045/05/9-91/2019 от 05.11.2019года, по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Согласно письменным пояснениям, документам, представленным ПАО "МТС" (вх.N6760 от 25.11.2019года) рекламный видеоролик не содержит сравнения услуг связи, оказываемых ПАО "МТС", с услугами связи, оказываемыми иными операторами связи. При просмотре видеоролика, содержащего спорную рекламу, во время того, как официант произносит слова: "Зачем Wi-fi? Он есть конечно, но_ " в нижней части экрана появляется выделенный белым шрифтом на черном фоне текст следующего содержания: "Под Wi-fi подразумевается услуга Wi-fi, которую МТС предоставляет в регионе. Wi-fi= вай фай". Данный текст легко читаем и различим при просмотре рекламного ролика.
Таким образом, в рекламе до сведения потребителя доводится информация о том, что упоминаемая в рекламе технология Wi-fi относится именно к сети связи оператора МТС, а не иных операторов связи. В рекламе сообщается о преимуществе услуги мобильного интернета по технологии 4G, применяемой при оказании абонентам услуг связи в подвижной сети ПАО "МТС" по технологии Wi-fi в г.Кургане. То есть, в данной рекламе ПАО "МТС" по сути "высмеивает" свою же технологию предоставления услуг связи (сеть Wi-fi).
Таким образом, в спорной рекламе отсутствует какое-либо сравнение услуг связи, предоставляемых ПАО "МТС", с услугами связи, предоставляемыми иными операторами связи.
Данная рекламам не призывает пользователей совсем отказаться от пользования услугами связи в сети Wi-fi от МТС, она только сообщает о преимуществах пользования услугами связи, в частности, такой услугой как мобильный интернет, с тарифом "Тарифище" над услугой интернет, получаемой с использованием Wi-fi от МТС.
Такими преимуществами являются: зона действия сети, пароль для доступа к услугам связи в сети Wi-fi, скорость доступа к сети Интернет.
На заседании Комиссии 14.01.2020 года представитель ПАО "МТС" - Безденежных Р.М. доводы, изложенные в представленных пояснениях, поддержал.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела 23.12.2019 года Курганским УФАС России (исх. N04-12/3809-9) в Ассоциацию маркетинговой индустрии "Рекламный Совет" (далее - СРО) был направлен запрос, об осуществлении и дачи оценки наличия в рекламном видеоролике услуг ПАО "МТС" "Вы же в Кургане! некорректного сравнения рекламируемых услуг доступа в сети "Интернет" над услугами, предоставляемыми иными операторами связи.
22.01.2020 года в Курганское УФАС России поступил ответ на запрос от СРО, из которого следует, что для объективного решения необходимо направить в СРО дополнительную информацию по результатам анализа тарифных планов с доступом в интернет других мобильных операторов, предоставляющих свои услуги в г.Кургане и Курганской области.
Определением от 15.01.2020 года рассмотрение дела N045/05/5-91/2019 назначено на 30.01.2020 года в 11 часов 00 минут.
Определением от 30.01.2020 года рассмотрение дела N045/05/5-91/2019 назначено на 12.03.2020года.
05.02.2020года Курганским УФАС России в адрес СРО направлена дополнительная информация по результатам анализа тарифных планов с доступом в интернет других мобильных операторов, предоставляющих свои услуги в г.Кургане и Курганской области.
11.03.2020года в Курганское УФАС России поступил ответ от СРО (вх.N1226), из которого следует, что вышеуказанный запрос рассмотрен членами Комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО.
Изучив материалы из обращения Курганского УФАС России, эксперты высказались следующим образом:
Вопрос N 1: Считаете ли вы, что рассматриваемый видео ролик рекламы услуг ПАО "МТС" содержит некорректное сравнение рекламируемых услуг с услугами доступа в интернет иных операторов связи?
Эксперты большинством голосов (81,8%) ответили "НЕТ", 18,2% экспертов ответили "ДА".
Вопрос N 2. Имеются ли в данной рекламе нарушения требований Российской Федерации о рекламе, а также норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП?
Эксперты большинством голосов (81,8%) ответили "НЕТ", 18,2% экспертов ответили "ДА".
Свою позицию эксперты мотивировали следующими выводами.
В данной рекламе нет тенденциозного сравнения с иными услугами.
Сама формулировка вопроса является самопротиворечивой. Сравнение возможно, если в ролике предполагается наличие услуг разных операторов - одного, предоставляющего мобильный интернет, другого (других) - предоставляющих Wi-Fi.
Некорректность сравнения безлимитного тарифа ПАО "МТС" с доступом при помощи wi-fi (от "других операторов") не обнаружена по следующим причинам:
-безлимитный интернет тариф ПАО "МТС" позиционируется как более удобный по сравнению с пользованием бесплатным Wi-Fi в каждом конкретном заведении (не надо выбирать точку с бесплатным доступом, подключаться, терять время) и таким образом, в том числе, экономится трафик (по сравнению с тарифами с большим, но не без лимитным интернетом;
-дополнительное знакомство с тарифами других операторов подтвердило предположение, что на уровне ощущений тариф ПАО "МТС" должен справедливо восприниматься всеми потребителями (местными и приезжими) как выгодный: 140 руб по сравнению с 200 руб у ближайшего конкурента (хотя полностью корректного ценового сравнения сделать невозможно, т.к. интернет почти всегда - это часть пакета услуг, который у всех разный).
Рекламодатель не заявляет о своем превосходстве над другими, он делает безотносительное заявление о своем техническом решении. В рекламе говорится исключительно о том, что ПАО "МТС" предоставляет возможность использовать мобильный интернет, не прибегая к иным средствам связи, в т.ч. WI-FI, который имеет существенные территориальные ограничения. И такое заявление корректно, потому что любой потребитель, использующий мобильный интернет в поездках, понимает об очевидном преимуществе наличия мобильного интернета, освобождающего от необходимости поиска точки доступа WI-FI.
Насмешки и негативного отношения к услугам других операторов, и тем более к Курганской области и ее жителям, тоже не обнаружено.
Скорее наоборот: реакция посетителей кафе говорит о том, что они владеют информацией в вопросах мобильной связи и интернета, в курсе присутствующих операторов (всех федеральных и региональных) и их тарифов, и способны делать выводы, что им удобно и выгодно. В ролике иронизируют над персонажем, а не над областью, напротив "местные жители", использующие мобильный интернет, удивляются "дремучести" персонажа, а не территории.
Соответственно, экспертами не выявлено никаких некорректных сравнений с другими операторами и какой-либо насмешки над регионом и его жителями.
Нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП) экспертами СРО не выявлены.
Принимая во внимание решение членов Комитета по рассмотрению жалоб СРО, Курганское УФАС России приходит к выводу об отсутствии фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламном видеоролике, распространяемом в эфире телеканала "Телеканал "Россия"(Россия 1) на территории г.Кургана, следующего содержания: "-Мне цезарь, чай и пароль от Wi-Fi. -Какой Wi-Fi? Вы же в Кургане! -Ну, что смеетесь видно же не местный! -Да что происходит вообще? -Да какой Wi-Fi? Вы же Кургане! -В Курганской области тарифище с быстрым безлимитным Интернетом, всего за 140 рублей в месяц. -Там есть Wi-Fi? Какой Wi-Fi, вы же в Кургане!" в период с 30 сентября 2019 г. по 16 октября 2019 г.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 года N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" производство по делу может быть прекращено в следующих случаях: а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Производство по делу N045/05/5-91/2019 прекратить в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
|
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 5 ноября 2019 г. N 045/05/5-91/2019 (ключевые темы: антимонопольный орган - услуги связи - нарушение законодательства о рекламе - рекламный ролик - налоговый учет)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.11.2019