В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В прокуратуру Республики Татарстан поступило представление Елабужской городской прокуратуры в адрес АО "Газпром межрегионгаз Казань" об устранении нарушений законодательства по факту прекращения в июне 2019 года подачи газа в котельную АО "Елабужское ПТС" (далее - АО "ЕПТС"), расположенную в с. Тарловка Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Прокуратурой Республики Татарстан установлено, что подача газа прекращена АО "Газпром межрегионгаз Казань" в связи с наличием задолженности АО "ЕПТС" в размере более <_>. рублей. В результате допущено нарушение прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - 134 собственников жилищных помещений, 5 социально-значимых объектов (ООШ N 11, фельдшерско-акушерский пункт ГАУЗ "ЕЦРБ" и т.д.
В связи с изложенным, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N016/01/10-1629/2019 по признакам нарушения АО "Газпром межрегионгаз Казань" (ИНН 1660031631) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО "ЕПТС", что привело к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В рамках рассмотрения вышеуказанного дела со стороны АО "Газпром межрегионгаз Казань", в числе прочего, были даны пояснения, что полное ограничение поставки газа было введено в отношении котельной, расположенной в с. Тарловка, в том числе ввиду того, что со стороны АО "ЕПТС" не были представлены сведения об объемах газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.
В соответствии с письменными пояснениями АО "ЕПТС" подтверждало, что не направляло сведений об абонентах, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг до введения ограничения поставки газа в 2019 г. по причине того, что ранее указанное общество неоднократно направляло указанные перечни в 2015-2016 гг. с проектами соглашений об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов абонентам, которые своевременно оплачивают данные использованные ресурсы.
Однако АО "Газпром межрегионгаз Казань" не подписало ни одно из направленных соглашений.
Таким образом, со стороны АО "ЕПТС" не соблюдались требования, предусмотренные пп. "в" п.12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила). Указанные сведения в 2020 году со стороны АО "ЕПТС" также не предоставлялись.
В соответствии с п.11 Правил потребитель (в данном случае АО "ЕПТС"), к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В силу пп. "в" п.12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем предоставления потребителем поставщику (в данном случае АО "Газпром межрегионгаз Казань") письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
Согласно разъяснениям о действиях антимонопольного органа при ограничении поставки газа субъектам, через сети газоснабжения которых осуществляется переток (Письмо ФАС России от 04 июня 2019 г. NИА/46731/19) непредоставление потребителем поставщику газа сведений, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил ограничения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении потребителем газа своих обязательств по обеспечению бесперебойному ресурсоснабжению абонентов, которые подключены к сетям данного потребителя.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечивать поставку коммунального ресурса абонентам, не имеющим задолженности по оплате, в том числе путем направления расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.
Следовательно, действия АО "ЕПТС" по непредставлению сведений, предусмотренных пп. "в" п.12 Правил, свидетельствуют о наличии в действиях указанного лица признаков нарушения п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Непредставление сведений, предусмотренных Правилами, явилось одной из причин введения полного ограничения подачи газа в котельную санатория "Тарловка" Елабужского района, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей в с. Тарловка, подключенных к сетям АО "ЕПТС", а также созданию дискриминационных условий в отношении абонентов- добросовестных плательщиков коммунальных услуг.
АО "ЕПТС" осуществляет предоставление коммунальных услуг жителям с. Тарловка, посредством предоставления тепловой энергии от котельной, расположенной по адресу: Елабужский район, котельная санатория "Тарловский"(котельная "Тарловка").
В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей, котельной и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, абоненты АО "ЕПТС" имеет возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной существующими тепловыми сетями, и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.
С учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: Елабужский район, котельная санатория "Тарловский"(котельная "Тарловка").
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что АО "ЕПТС" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями, обеспечивающими соответствующим ресурсом (тепловой энергией) население, проживающее в с. Тарловка Елабужского района.
В соответствии с документами и сведениями, представленными АО "ЕПТС" в рамках рассмотрения дела N016/01/10-1629/2019, указанная организация направляла сведения о добросовестных плательщиках в адрес АО "Газпром межрегионгаз Казань" письмами от 21.07.2016 г. N931, от 27.05.2015 года N854, от 26.06.2015 N763.
Таким образом, сведения, предусмотренные пп. "в" п.12 Правил, со стороны АО "ЕПТС" в 2017-2020 гг. не направлялись.
В связи с чем, временные границы правонарушения определены пределами 2017-2020 гг.
Следовательно, на АО "ЕПТС" распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях АО "ЕПТС", выразившихся в создании дискриминационных условий в отношении добросовестных абонентов - плательщиков коммунальных услуг АО "ЕПТС", содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Ввиду изложенного, в соответствии с п.3 Резолютивной части решения по делу N016/01/10-1629/2019 Комиссия Татарстанского УФАС России решила в связи с выявлением в ходе рассмотрения дела признаков нарушения со стороны АО "ЕПТС" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях АО "ЕПТС" (ИНН 1646020589, 423602, Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, ул. интернациональная, 9, А) признаков нарушения п. 8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части создания дискриминационных условий в отношении добросовестных абонентов - плательщиков коммунальных услуг АО "ЕПТС", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения, а именно в срок до 20 апреля 2020 года прекратить действия по нарушению норм антимонопольного законодательства путем направления в АО "Газпром межрегионгаз Казань" сведений относительно абонентов, не имеющих задолженности в 2020 году, в соответствии с пп. "в" п.12 Правил. О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 марта 2020 г. N АР-05/3670 (ключевые темы: защита конкуренции - нарушение антимонопольного законодательства - тепловая энергия - антимонопольный орган - поставка газа)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2020