В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории Ярославской области нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища также находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня, включают в себя:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
На основании пункта 2 Постановления Администрации городского поселения Данилов от 28.06.2016 N 336 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения наделено МУ "Управление городского хозяйства".
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о погребении
МУ "Управление городского хозяйства" наделено полномочиями по осуществлению погребения, а именно, исключительным правом по осуществлению погребения в рамках гарантированного перечня.
Отношения, связанные с погребением на общественных кладбищах городского поселения Данилов умерших граждан регламентированы Положением организации похоронного дела в муниципальном образовании городское поселение Данилов, утвержденным Постановлением Администрации городского поселения Данилов от 29.12.2017 N 664 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.2. Положения Специализированная служба по вопросам похоронного дела исполняет в числе прочих следующие функции:
- обеспечивает бесплатное предоставление участка земли для погребения умершего;
- выдает разрешение на захоронение;
- осуществляет регистрацию захоронений, произведенных на территории муниципальных кладбищ, в Книге регистрации захоронений;
- осуществляет регистрацию установленных надмогильных сооружений надгробий;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка захоронений;
- организует инвентаризацию муниципальных кладбищ и захоронений;
- осуществляет поквартальную разбивку зоны захоронения, определяет участки почетных, вероисповедальных, воинских захоронений, захоронений умерших, личность которых не установлена;
- осуществляет содержание и систематическую уборку территории кладбища, прореживание деревьев и кустарников.
Также на специализированную службу по вопросам похоронного дела Положением возложены полномочия по регистрации захоронений в книге регистрации захоронений (пункт 6.5, 8.6 Положения), оформление справки о захоронении (пункт 6.6 Положения), осуществление контроля за соблюдением при установке намогильных сооружений установленных норм, в том числе по отводу земельного участка и выдача предупреждений о необходимости приведения намогильных сооружений в соответствие (пункт 8.12 Положения).
Как было указано выше, Закон о погребении не предоставляет специализированной службе по вопросам похоронного дела права на осуществление полномочий органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Как следует из пункта 1.1. Устава МУ "Управление городского хозяйства", утвержденным Постановлением Администрации городского поселения Данилов N 478 от 23.12.2014, МУ "Управление городского хозяйства" является бюджетным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Пунктом 2.5 Устава МУ "Управление городского хозяйства" установлено, что учреждение вправе осуществлять приносящие доход виды деятельности, в том числе деятельность по организацию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Таким образом, МУ "Управление городского хозяйства" является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции.
Наделение учреждения указанными в пунктах 4.2, 6.5, 6.6, 8.6 функциями органа местного самоуправления свидетельствует о наличии в указанных действиях Администрации городского поселения Данилов признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Администрацию городского поселения Данилов о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: принять меры по прекращению наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления.
Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее "30" апреля
2020 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель Управления И.Г. Паутов
Исп.: Семенюк Анастасия Валерьевна
тел.: (4852) 72-93-01
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 марта 2020 г. N 06-08/04-20 (ключевые темы: похоронное дело - защита конкуренции - ритуальные услуги - нарушение антимонопольного законодательства - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2020