Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъетов Мазаева С.В.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев материалы дела N 068/05/7-934/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выразившихся в распространении рекламы табачной продукции, и необоснованном утверждении о преимуществах рекламируемого товара,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в 18.12.2019 установлено, что на здании, расположенном по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 85 при входе в магазин "Пив&Ко" размещается информация следующего содержания: "Пив&Ко. Самые дешевые. Сами-знаете-что". При этом, информация сопровождается изображением пачки красно-белого цвета с вопросительным знаком, визуально напоминающим пачку сигарет.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Изображение коробки красно-белого цвета с вопросительным знаком и надписью "самые дешевые сами-знаете-что" визуально напоминает пачку сигарет известной марки, и в совокупности с выбранным способом и местом размещения данной информации при входе в магазин "Пив&Ко", в котором осуществляется розничная продажа табачных изделий и алкогольной продукции, и надписи при входе "Мы не продаем табак и алкоголь лицам моложе 18 лет", относится к рекламе табачной продукции.
Данная рекламная информация распространяется для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение и поддержание внимания к продаже табачных изделий магазина "Пив&Ко" с целью продвижения их на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
Кром того, в рекламе магазина "Пив&Ко" содержится следующее утверждение: "самые дешевые сами знаете что".
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Таким образом, для утверждения в рекламе "самый", "лучший", "первый" перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слова "самый" является "первым", обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам.
В рассматриваемой рекламе магазина "Пив&Ко" содержится утверждение "самые дешевые сами знаете что", однако, указаний на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине "Пив&Ко", является ИП <_>.
19.12.2019 в отношении ИП <_> возбуждено дело N 068/05/7-934/2019 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
ИП <_> письмом (вх. N 138 от 15.01.2020) представила письменные пояснения и копию заключенного договора коммерческой концессии N ПКЛ-97/2019 от 31.07.2019. Согласно пояснениям и п. 4.1.2 указанного договора ООО "Пивная коллекция" (620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 105, пом. 7, ОГРН 1146658003491, ИНН/КПП 6658451910/665801001) обязано было осуществить разработку и изготовление, с привлечением сторонних организаций атрибутов внутреннего и наружного оформления торговой точки. Кроме того, ИП <_> сообщила, что содержание и форму плаката она не согласовывала, не корректировала и не изготавливала, в связи с чем считает, что в её действиях отсутствуют какие - либо нарушения законодательства о рекламе.
Определением от 25.02.2020 ООО "Пивная коллекция" привлечено к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. На рассмотрение дела представитель ООО "Пивная коллекция" не явился, Общество предоставило письменные пояснения, в которых указало, что заключило договор коммерческой концессии с ИП <_>, при этом Обществом не передавались и не привлекались сторонние организации для оформления внешнего и внутреннего помещения торговой точки. В связи с изложенным, у Общества отсутствуют договоры, акты выполненных работ, платежные документы, свидетельствующие об изготовлении и распространении рекламы.
Кроме того, ООО "Пивная коллекция" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с невозможностью участвовать в заседании из-за эпидемиологической ситуации в стране. Ходатайство удовлетворено.
ИП <_> на рассмотрении дела указала, что готовые рекламные материалы были переданы транспортной компанией от ООО "Пивная коллекция" и впоследствии размещены предпринимателем при внешнем оформлении торговой точки.
В соответствии с пунктом 34 Правил, рассмотрение дела может быть отложено в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.
С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 34 Правил, Комиссия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Рассмотрение дела N 068/05/7-934/2019 отложить.
Назначить рассмотрение дела N 068/05/7-934/2019 на 24 апреля 2020 года в 10.00 часов по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло, комната N 352).
ИП <_> в срок до 13 апреля 2020 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):
- переписку по электронной почте (в мессенджерах) по всем вопросам согласования, изготовления, размещения рекламного материала;
- документы, подтверждающие получение Вами готовых рекламных материалов от ООО "Пивная коллекция";
- иные документы и материалы, которые, по Вашему мнению, могут повлиять на принятие решения по указанному делу.
ООО "Пивная коллекция" (620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 105, пом. 7, ОГРН 1146658003491, ИНН/КПП 6658451910/665801001) в срок до 13 апреля 2020 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):
- фотоотчет индивидуального предпринимателя после оформления торговой точки магазина "Пив&Ко" по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 85 (в соответствии с обязанностями, предусмотренными договором от 31.07.2019);
- письменные объяснения с учетом позиции индивидуального предпринимателя.
Явка лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП <_>, ООО "Пивная коллекция" или её представителя (с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении дела) для участия в рассмотрении дела обязательна.
Представитель при себе должен иметь документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность.
Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии А.А. Абанкин
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова Алена Николаевна., 8 (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 марта 2020 г. N 068/05/7-934/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.03.2020