Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу АО "НПП "Исток" им. Шокина" на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку вакуумных выключателей для нужд филиалов ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", "Самарские РС" (Извещение N32008900576), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба АО "НПП "Исток" им. Шокина" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" (далее - Заказчик), при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку вакуумных выключателей для нужд филиалов ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", "Самарские РС" (Извещение N32008900576).
Из жалобы АО "НПП "Исток" им. Шокина" следует, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках).
26.02.2020 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку вакуумных выключателей для нужд филиалов ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", "Самарские РС".
В соответствии с извещением организатором закупки является АО "ЦТЗ".
Документация о закупке утверждена на заседании Конкурсной комиссии, членами которой являются представители АО "ЦТЗ" и ПАО "МРСК Волги".
Заявитель указывает, что документация о закупке содержит неправомерные требования, а именно:
- требование об аттестации предлагаемого к поставке оборудования в ПАО "Россети" (информационная карта, пункт 14, подпункт "е");
- требование о наличии документально оформленного подтверждения права поставки и гарантий производителя на предлагаемое к поставке оборудование (информационная карта, пункт 14, подпункт "д");
- требование о наличии опыта поставки выключателей номинальным напряжением от 6 кВ включительно за последние 2 года (информационная карта, пункт 14, подпункт "г");
- установление гарантийного срока с момента ввода в эксплуатацию (техническое задание).
Статьей 11.5 Положения о закупках установлено, что организационно-распорядительными документами ПАО "Россети" могут быть установлены требования к закупаемым оборудованию, технологиям и материалам при условии соответствия их нормам действующего законодательства, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте заказчика.
В соответствии со статье 21 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для целей обеспечения качества, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Аттестация оборудования и материалов регламентирована Положением ПАО "Россети" "О единой технической политике в электросетевом комплексе" (далее - Положение о политике), утвержденным Советом директоров "Россети", и заключается в установлении соответствия поставляемого оборудования техническим требованиям ПАО "Россети", указанным в стандарте ПАО "Россети", в целях обеспечения надежности и безопасности объектов электросетевого комплекса.
На официальном сайте ПАО "Россети" в разделе "Инвестиции и инновации" размещено Положение о политике, а также в подразделе "Аттестация оборудования" методика и порядок проведения аттестации в том числе перечень оборудования, подлежащего обязательной аттестации, а также перечень оборудования, допущенного к применению на объектах ПАО "Росстети".
Положением о закупке, а также подпунктом "е" пункта 14 Информационной карты установлено, что поставляемая электротехническая продукция отечественного либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО "Россети". В случае отсутствия действующего заключения об аттестации в ПАО "Россети" на поставляемую продукцию, участник представляет гарантийное письмо, что в случае победы в конкурсе на момент поставки товара обязуется предоставить Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО "Россети".
При таких обстоятельствах, требование о наличии аттестации ПАО "Россети" не ограничивает круг потенциальных участников закупки и не нарушает требования Закона о закупках.
Подпунктом "д" пункта 14 Информационной карты установлено требование о наличии полномочий на поставку продукции и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей продукции.
Вместе с тем, установленные Заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции. Кроме того, предъявляемые требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке товара. Указанная позиция подтверждается обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
При таких обстоятельствах, требование о наличии полномочий на поставку продукции и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей продукции ограничивает круг потенциальных участников закупки и нарушает требования Закона о закупках.
Подпунктом "г" пункта 14 Информационной карты установлено требование о наличии опыта поставки выключателей номинальным напряжением от 6 кВ включительно за последние 2 года.
Вместе с тем, отсутствие у участника конкурса опыта поставки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по заключаемому договору.
При таких обстоятельствах, требование о наличии опыта ограничивает круг потенциальных участников закупки и нарушает требования Закона о закупках.
Техническим заданием установлен гарантийный срок с момента ввода в эксплуатацию не менее 5 лет.
Согласно пункта 2.1.4.9 Положения о политике гарантийный срок для выключателей должен быть не менее 5 лет с даты ввода в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа ПАО "МРСК Волги" от 28.09.2018 N 756 необходимо исключить применение запрещенных Единой технической политикой оборудования, материалов и технических решений на строящихся и реконструируемых электросетевых объектах. Пунктом 1.6 данного приказа установлено, что необходимо обеспечить внесение в задание на проектирование, закупочную документацию рекомендаций о необходимости наличия аттестации ПАО "Россети" на все предлагаемое оборудование, материалы и системы, подлежащие аттестации.
Из приказа следует, что Положение о политике обязательно к применению при проведении закупочных процедур.
Из пояснений Заказчика следует, что момент ввода в эксплуатацию оборудования подтверждается актом ввода в эксплуатацию, формами КС-11, КС-14, таким образом легко отслеживается.
При таких обстоятельствах, установление гарантийного срока с момента ввода в эксплуатацию не ограничивает круг потенциальных участников закупки и не нарушает требования Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО "НПП "Исток" им. Шокина" на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку вакуумных выключателей для нужд филиалов ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", "Самарские РС" (Извещение N32008900576) обоснованной.
Выдать Заказчику, Организатору торгов предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 25 марта 2020 г. N 064/07/3-307/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2020