Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ООО "Газэнергоинформ" (далее - Организатор торгов): <...>;
в отсутствие представителей ООО "КубаньОйл" (далее - Заявитель), АО "Сочигоргаз" (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.03.2020 вх. N 7215-ЭП/20) ООО "КубаньОйл" на ООО "Газэнергоинформ" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по номенклатурной группе "Моторное топливо" (извещение N32008897750), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008897750 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по номенклатурной группе "Моторное топливо" (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Сочигоргаз" (далее - Положение о закупках) версия 18 в редакции от 08.05.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
14 999 969,99 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
19.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
02.03.2020 в 11:59 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
03.03.2020, 05.03.2020 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196140, г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, Петербургское ш., д. 66, корп. 2, лит. А, БЦ N 2, 4-й этаж |
На момент рассмотрения жалобы по существу процедура N32008897750 была признана несостоявшейся.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном установлении в пп. 1 п. 3 Технического задания Документации дополнительного требования к участникам Закупки о наличии не менее ста АЗС в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Заявитель также обжалует необоснованное, по его мнению, установление в п. 5 Технического задания Документации таких условий поставки товара, как возможность интеграции систем мониторинга автотранспорта Заказчика (Глонас) с личным кабинетом поставщика, а также бесплатную выдачу топливных карт.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Сочигоргаз" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "КубаньОйл" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/7142/20 от 11.03.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N78/7142/20 от 11.03.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пп. 1.3.3 п. 1.3 Документации "Единые квалификационные требования к участникам закупки" к участникам закупки могут быть установлены другие требования, направленные, в том числе на исключение риска неисполнения договора, а также на обеспечение гарантий надлежащего исполнения обязательства по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг, являющихся предметом закупки.
Пунктом 3.2 раздела 3 "Информационной карты" Документации установлены требования к предмету Закупки.
В пп. 9 п. 3.2 Информационной карты Документации установлено, что дополнительные требования к поставляемому товару приводятся в Техническом задании.
В соответствии с п. 3.26 Информационной карты Документации требования к условиям поставки определяются в соответствии с Техническим заданием.
На основании п. 4.1 Документации Техническое задание конкретизирует требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным, количественным и прочим характеристикам предмета Закупки. Требования к предмету закупки, изложенные в Техническом задании, обязательны для исполнения участником.
В соответствии с п. 1 Технического задания Документации предметом Закупки является топливо моторное (бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо).
На основании п. 2.2 Технического задания регионом поставки является г. Сочи и Краснодарский край.
Пунктом 3 Технического задания Документации установлены дополнительные требования к участнику закупки, не указанные в п. 1.3.1 Документации, в частности, в пп. 1 содержится требование о том, что поставщик должен иметь не менее 100 АЗС в Краснодарском крае и Республике Адыгея обслуживающих топливные карты, в т.ч. на менее 20 АЗС в г. Сочи из них: в Лазаревском районе - не менее 5 АЗС, в Хостинском районе - не менее 5 АЗС, в Адлерском районе - не менее 6 АЗС (в т.ч. в п. Красная Поляна), в Центральном районе - не менее 3 АЗС. В качестве документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям установлен список АЗС с указанием адреса фактического местонахождения, заверенный поставщиком.
Согласно п. 5 Технического задания порядок и условия поставки товара определяются в соответствии с проектом договора и включают в себя:
- Предоставление заказчику личного кабинета с информацией обо всех передвижениях и заправках водителей на АЗС.
- Возможность интеграции систем мониторинга автотранспорта заказчика (Глонас) с личным кабинетом поставщика.
- Предоставление отчетных документов в первый рабочий день месяца следующего за отчетным. Документы должны отправляться на электронную почту, дублироваться по почте России, выгружаться в личный кабинет.
- Бесплатная выдача топливных карт.
- Закрепление за заказчиком персонального менеджера.
Пунктом 5.1. Документации установлено, что проект договора представлен отдельным томом к Документации и является ее неотъемлемой частью. Условия проекта договора являются обязательными для участника, выбранного по результатам закупки.
В разделе "Термины и понятия, используемые в договоре" проекта Договора Документации установлены следующие определения:
Карта (топливная карта) - пластиковая карта, являющаяся техническим средством со встроенным микропроцессором, магнитной полосой и бесконтактным интерфейсом, используемое для получения Товаров на ТО. Карта позволяет осуществлять учет количества и ассортимент Товара, которые могут быть отпущены ПОКУПАТЕЛЮ на ТО, а также Товара, полученного ПОКУПАТЕЛЕМ по настоящему Договору. Карта не является платежным средством, не предназначена для получения наличных денежных средств.
Личный кабинет - сервис ПОСТАВЩИКА в сети Интернет по адресу: __________________ доступный для ПОКУПАТЕЛЯ после его идентификации с использованием персонального логина и пароля и позволяющий ПОКУПАТЕЛЮ получать информацию по Картам. Логин и пароль ПОКУПАТЕЛЬ определяет самостоятельно при регистрации в Личном кабинете по адресу: _____________Регистрация настоящего Договора в Личном кабинете осуществляется путем ввода номера настоящего Договора, ИНН ПОКУПАТЕЛЯ и номера Карты, выданной по настоящему Договору. Настоящий Договор может быть зарегистрирован в Личном кабинете не более одного раза.
В п. 2.1 Проекта договора Документации содержится положение о том, что во исполнение Договора ПОСТАВЩИК обязуется подготовить для ПОКУПАТЕЛЯ Карты за счет собственных средств и передать их ПОКУПАТЕЛЮ, в количестве, указанном в Заявке на изготовление Карт, составленной ПОКУПАТЕЛЕМ в Личном кабинете по адресу: _____________. Подготовка ПОСТАВЩИКОМ Карт, указанных в Заявке ПОКУПАТЕЛЯ, осуществляется в срок до пяти рабочих дней с момента получения ПОСТАВЩИКОМ Заявки от ПОКУПАТЕЛЯ.
Относительно установления в п. 3 Технического задания Документации дополнительного требования о наличии у потенциального поставщика не менее 100 АЗС в Краснодарском крае и Республике Адыгея представитель Организатора торгов пояснил, что установление Заказчиком требования пп. 1 п. 3 Технического задания Документации обусловлено хозяйственной деятельностью Заказчика, которая связана с созданием единой системы газоснабжения в Краснодарском крае, оказанием услуг по эксплуатации и обслуживанию газопроводов, газового оборудования на всей территории Краснодарского края, территория которого, в свою очередь, со всех сторон окружает Республику Адыгею. Так как в распоряжении ООО "Сочигоргаз" имеется 150 автотранспортных средств, которые эксплуатируются и подлежат ежедневному обслуживанию, в частности на автомобильных дорогах, проходящих по маршрутам, пограничным Республике Адыгея, то установление Заказчиком требования о наличии у потенциального поставщика не менее 100 АЗС в Краснодарском крае, а также Республике Адыгея обусловлено необходимостью топливного обслуживания на пограничных Краснодарскому краю территориях, в частности территории республики Адыгеи.
Представитель Организатора торгов также пояснил, что, пп. 1 п. 3 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям. Данный перечень не содержит требований о предоставлении документов, подтверждающих, что участник Закупки является топливным оператором, собственником АЗС, собственником сети АЗС.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что любой потенциальный участник, соответствующий дополнительным требованиям, установленным п. 3 Технического задания Документации, вправе принять участие в Закупке и осуществлять поставку топлива на условиях, предусмотренных Документацией, выступая как в роли топливного оператора, собственника АЗС или сети АЗС, так и в роли посредника между заказчиком и топливным оператором (топливными операторами), собственником (собственниками) АЗС или сети АЗС.
В возражениях на жалобу в отношении довода Заявителя об установлении в п. 5 Технического задания таких условий поставки товара, как возможность интеграции систем мониторинга автотранспорта заказчика (Глонас) с личным кабинетом поставщика и бесплатная выдача топливных карт представитель Организатора торгов пояснил, что установление данных условий обусловлено потребностью Заказчика в получении соответствующих характеристик и условий закупаемой в рамках договора услуги.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установление Заказчиком в п. 5 Технического задания Документации таких условий поставки товара, как возможность интеграции систем мониторинга автотранспорта Заказчика (Глонас) с личным кабинетом поставщика и бесплатная выдача топливных карт, соответствует предмету проводимой процедуры Закупки - поставке топлива моторного (бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо) и не противоречат Положению о закупках АО "Сочигоргаз", а также требованиям Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 05.03.2020 вх. N 7215-ЭП/20) ООО "КубаньОйл" на ООО "Газэнергоинформ" (ИНН: 7728696530, ОГРН: 1097746173249) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по номенклатурной группе "Моторное топливо" (извещение N32008897750) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.03.2020