по результатам рассмотрения жалобы ООО "Дельта" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
13.03.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
представители ООО "Дельта" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Дельта" от 11.03.2020 N 111 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в 2020-2022 годах (извещение N 31908724154), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Дельта" (далее - Заявитель) от 11.03.2020 N 111 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в 2020-2022 годах (извещение N 31908724154) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.12.2019;
Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 152 689 969, 73 рублей; по лоту N 2 - 277 892 395, 94 рублей, по лоту N 3 - 223 489 272, 89 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 20.01.2020;
На участие в Конкурсе подано: по Лоту N 1 - 9 заявок, по Лоту N 2 - 7 заявок, по Лоту N 3 - 6 заявок;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 27.01.2020;
Признаны соответствующими по первым частей все поданные заявки;
Дата проведения Конкурса - 04.02.2020;
Дата рассмотрения вторых частей заявок -04.02.2020;
Допущено по вторым частям: по Лоту N 1 - 4 заявки, по Лоту N 2 - 3 заявки, по Лоту N 3 - 2 заявки;
Дата подведения итогов Конкурса - 04.02.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 33 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 26.02.2020 б/н Заявителю (участник N 5) отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 3.11.4 Документации в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 Приложения N 1.4 к Документации Заказчиком осуществляется оценка заявок участников Конкурса по критерию "Опыт участника". При этом в соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 1.4 к Документации установлено, что для подтверждения наличия опыта участникам Конкурса в составе заявки необходимо представить, в том числе, документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации (далее - Форма N 1.3) о наличии требуемого опыта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заявителем в составе заявки представлена заполненная Форма N 1.3, согласно которой Заявитель декларирует отсутствие, в том числе претензий, со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 31.05.2019 N 01/25/817-19, заключенному между Заявителем и ПАО "Ростелеком". При этом в соответствии с письмом от 14.02.2020 N 01105/3279/20 у ПАО "Ростелеком" имеются претензии к выполненным работам, что свидетельствует о недостоверности сведений, представленных Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о достоверности сведений представленных в составе заявки.
В соответствии с пунктом 3.11.4 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения Конкурса.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о неправомерности действий Заказчика отклонившего заявку Заявителя ввиду представления недостоверных сведений о опыта выполнения работ.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решениями ФАС России от 21.01.2020 N 223-ФЗ-56/20 и N 223-ФЗ-57/20 Комиссией ФАС России установлены нарушения части 1 статьи 2, части 15 статьи 3.2, пункты 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации:
неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора;
неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса;
неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса;
неправомерного права Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки);
неправомерных требований к коллективному участнику Конкурса, а также к составу заявки такого участника;
ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса по критериям "цена договора" и "наличие не исполненных обязательств";
неправомерного требования к участнику о наличии на момент подачи заявки у участника закупки лицензии на право производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
ненадлежащей инструкции по заполнению участниками закупки технического предложения, представляемого в составе заявки.
Кроме того, в соответствии с решением ФАС России от 05.03.2020 N 223-ФЗ - 169/20 Комиссией ФАС России установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках выразившиеся в неправомерном отказе участнику в допуске к участию в Конкурсе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Дельта" (ИНН: 5263096534, ОГРН: 1125263007748) от 11.03.2020 N 111 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в 2020-2022 годах (извещение N 31908724154) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 13.03.2020 N 223-ФЗ-195/20 не выдавать, поскольку ранее выдано по делу от 21.01.2020 N 223-ФЗ-56/20 и по делу от 05.03.2020 N 223-ФЗ-169/20.
Не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от от 13.03.2020 N 223-ФЗ-195/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, поскольку ранее передано по делу от 21.01.2020 N 223-ФЗ-56/20 и по делу от 05.03.2020 N 223-ФЗ-169/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2020-32953(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. N 223-ФЗ-195/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.03.2020