Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Гознак" (далее - Организатор торгов); от ИП Мацукова А. Л. (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.02.2020 вх. N 5829-ЭП/20) ИП Мацукова А. Л. на действия Организатора торгов АО "Гознак" при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (извещение N32008889506), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
17 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008889506 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Гознак" (далее - Положение о закупках) в редакции от 26.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
12 945 200,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
17.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
25.02.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
26.02.2020, 04.03.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, терр. Петропавловская крепость, дом 6, литера "А" |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 32008889506 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", который оценивается в рамках критерия "Квалификация участника";
незаконном установлении в Документации критериев оценки заявок участников Закупки "Финансовое состояние" и "Наличие сертификатов, подтверждающих функционирование в организации систем: менеджмента качества ISO9001, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001 (СМ), наличие сертификата соответствия из "Регистра проверенных организаций", которые соответствуют требованиям, установленным ст.1, ст.3, ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Гознак" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Мацукова А. Л. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/6037/20 от 28.02.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/6037/20 от 28.02.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", который оценивается в рамках критерия "Квалификация участника":
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно п. 23 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) критерии, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, порядок начисления баллов по критериям (показателям), их содержание и значимость указаны в приложении N 1 к настоящей Информационной карте.
Таблицей N 1 приложения N 1 к Информационной карте установлены следующие критерии и подкритерии оценки заявки открытого конкурса:
1) "Цена договора" - значимость критерия 45%;
2) "Финансовое состояние" - значимость критерия 15%;
3) "Квалификация участника" - значимость критерия 35%.
Состоит из подкритериев и рассчитывается как сумма полученных баллов по подкритериям:
"Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" - значимость подкритерия 30%;
"Наличие квалифицированного персонала" - значимость подкритерия 5%;
4) "Наличие сертификатов, подтверждающих функционирование в организации систем: менеджмента качества ISO9001, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001 (СМ) , наличие сертификата соответствия из "Регистра проверенных организаций", которые соответствуют требованиям, установленным ст.1, ст.3, ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - значимость критерия 5%.
Пунктом 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте установлен порядок оценки заявок по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", который оценивается в рамках критерия "Квалификация участника":
При оценке данного подкритерия учитывается количество представленных комплектов документов на аналогичные работы с суммой договора в комплекте не менее 50% от начальной (максимальной) цены конкурса. Под комплектом понимается пакет документов, подтверждающих факт заключения договора, выполнения объема работ по договору и положительного отзыва, количество предоставленных комплектов документов не должно превышать 5 шт. (Приложение N2 к Информации об участнике конкурса в электронной форме, таблица N1).
В комлпект должны входить:
копия договора на аналогичные работы;
копия акта приемки выполненных работ;
копия отзыва на выполненные работы.
Работы, не подтвержденные указанными документами или имеющие по результатам выполнения замечания (претензии) от заказчика, в расчете не учитываются.
Расчет баллов по данному подкритерию производится по следующей формуле:
ОП=ЗНАЧ х (1 - (ОПмах-ОПоц) / Опмах)
где:
ЗНАЧ - максимальное значение критерия в соответствии с указанными баллами;
ОПмах - максимальное количество представленных комплектов из всех заявок;
ОПоц - количество представленных комплектов оцениваемой заявки.
Заявитель в жалобе указывает на то, что подкритерий оценки заявок "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" в скобках содержит требуемый временной промежуток в два года, что делает невозможным объективный подход к формированию заявки на участие в Закупке, а также к оценке заявок участников.
Представитель Организатора торгов пояснила, что при формировании Документации в части установления подкритерия оценки "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" была допущена техническая ошибка, в результате которой в п. 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте в скобках "(с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" был указан неверный временной интервал. К оценке по указанному подкритерию принимаются документы, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных работ за последние три года.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что порядок оценки заявок по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", указанный п. 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте, содержит ненадлежащие, противоречивые сведения в отношении периода времени, за который участникам Закупки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных работ, необходимые для оценки заявок участников по соответствующему подкритерию оценки.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", который оценивается в рамках критерия "Квалификация участника", нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в установлении ненадлежащих критериев и порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о незаконном установлении Организатором торгов в Документации критериев оценки заявок участников Закупки "Финансовое состояние" и "Наличие сертификатов, подтверждающих функционирование в организации систем: менеджмента качества ISO9001, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001 (СМ) , наличие сертификата соответствия из "Регистра проверенных организаций", которые соответствуют требованиям, установленным ст.1, ст.3, ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":
Как следует из таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте, "Финансовое состояние" и "Наличие сертификатов, подтверждающих функционирование в организации систем: менеджмента качества ISO9001, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001 (СМ) , наличие сертификата соответствия из "Регистра проверенных организаций", которые соответствуют требованиям, установленным ст.1, ст.3, ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - "Наличие сертификатов") являются критериями оценки заявок участников Закупки.
"Финансовое состояние" - значимость критерия 15%;
"Наличие сертификатов" - значимость критерия 5%.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ИП Мацукова А. Л., Заявитель полагает незаконным установление в Документации таких критериев оценки заявок участников Закупки, как "Финансовое состояние" и "Наличие сертификатов".
Вместе с тем согласно п. 13.1.1 Положения о закупках конкурс может проводиться заказчиком при соблюдении следующего условия: выбор победителя осуществляется по нескольким критериям.
На основании п. 13.24 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять 100 (сто) процентов.
Как следует из п. 13.25 Положения о закупках, оценка заявок на участие в конкурсе может осуществляться с использованием следующих критериев оценки заявок:
квалификация участника конкурса и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора.
иные критерии отбора, формируемые заказчиком в зависимости от сложности предмета, специфики процедуры закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что критерии оценки заявок участников Закупки "Финансовое состояние" (значимость критерия 15%) и "Наличие сертификатов" (значимость критерия 5%) установлены в соответствии с Положением о закупках, а также с учетом значимости указанных критериев оценки не являются необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 25.02.2020 вх. N 5829-ЭП/20) ИП Мацукова А. Л. на действия Организатора торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (извещение N32008889506) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в установлении ненадлежащих критериев и порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное путем установления в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ по комплексной уборке, обслуживанию помещений и придомовой территории административных зданий, за последние три года (с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)", который оценивается в рамках критерия "Квалификация участника".
3) Выдать Организатору торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (извещение N32008889506), путем завершения процедуры Закупки без учета уточнения в отношении периода времени, за который участникам Закупки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных работ, указанного в скобках "(с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" пункта 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к Информационной карте, в соответствии действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
05 марта 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 05.03.2020 N Т02-160/20 по жалобе на действия организатора торгов АО "Гознак" при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (извещение N32008889506, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных, производственных помещений и территории расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости, дом 3, литера Г, Д, З, Ш, дом 6, литера А, Б, В, Д (извещение N32008889506), путем завершения процедуры Закупки без учета уточнения в отношении периода времени, за который участникам Закупки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных работ, указанного в скобках "(с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г.)" пункта 3.1 таблицы N 1 приложения N 1 к информационной карте документации, в соответствии действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 02 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2020