Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Пшиншев А.Г. |
Руководитель Управления; |
|
|
Член комиссии |
- |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
|
|
|
|
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В отсутствии представителей от:
Заказчика и Заявителя, которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Милта" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "ЦС "Звездочка" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива марки ДТ-Л-К5, ДТ-З-К5 (извещение N32008915109 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Заказчик представил отзыв по жалобе от 05.03.2020 N565 (вх.N1988 от 06.03.2020).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО "Центр судоремонта "Звездочка" является заказчиком в понимании ФЗ "О закупках", который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ "О закупках" правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ "О закупках" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Центр судоремонта "Звездочка", одобренное Решением Совета директоров АО "ЦС "Звездочка" (протокол N 303 от 26.12.2018) (далее - Положение о закупках).
25.02.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение N32008915109 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива марки ДТ-Л-К5, ДТ-З-К5 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена договора - 27 630 000,00 руб.
Заявитель в своей жалобе указал на то, в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки "_ Участник закупочной процедуры, не являющийся производителем, должен входить в группу компаний производителя _".
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 5.2.2 Положения о закупке.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2 части В.3.1.3 и части В.3.1.4 Положения о закупке в извещении и документации о проведении запроса предложений заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений.
В подпункте 2 пункта 4.1.15 раздела 4 "Информационная карта" Извещения Заказчиком установлены дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, а именно: участник закупочной процедуры, не являющийся производителем, должен входить в группу компаний производителя.
Подпунктом 2 пункта 4.1.16 раздела 4 "Информационная карта" Извещения определено, что участник в составе заявки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в пункте 4.1.15 Извещения должен представить в составе заявки письмо от производителя, подтверждающее, что участник (не являющийся производителем) входит в группу компаний производителя.
Вместе с тем, участник закупки может не являться производителем товара и не иметь входить в группу компаний производителя, при этом осуществлять поставку товара надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.
Исходя из информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 04.03.2020 10:00.
03.03.2020 закупка (извещение N32008915109) отменена с учетом подраздела 8.3.21 Положения о закупке до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик в своих объяснениях от 05.03.2020 N565 пояснил, что закупка отменена В связи с необходимостью уточнения и корректировки дополнительных (специальных и/или квалификационных) требований к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора (протокол заседания Закупочной комиссии от 03.03.2020 N 540/271-2).
Следует отметить, что установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в извещение (документацию о закупке) на основании пункта 1 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках". Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем дизельного топлива, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого товара надлежащим образом.
Таким образом, Заказчика нарушил подпункт 2 пункта 5.2.2 Положения о закупке, пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках".
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Милта" обоснованной.
Признать Заказчика - АО "Центр судоремонта "Звездочка", нарушившим подпункт 2 пункта 5.2.2 Положения о закупке и пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках".
Предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О закупках" не выдавать в связи с тем, что закупка отменена Заказчиком 03.03.2020.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 10 марта 2020 г. N 11юл-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.03.2020