Резолютивная часть оглашена "16" сентября 2019 года |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено "30" сентября 2019 года |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
- врио заместителя руководителя управления,
члены:
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,
- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,
рассмотрев дело N1-14.6-48/78-01-19 по признакам нарушения ООО "Медикум" (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 6, к. 2, лит. Д), ООО "ОСОБАЯ ДИНАМИКА" (197183, Санкт-Петербург, ул. Полевая Сабировская, д. 49, лит. А, пом. 468) статьи 14.1 и пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии представителей:
от ООО "Клиника Мастерская Здоровья" - Костиной Светланы Сергеевны (представитель по доверенности б/н от 01.01.2019),
ООО "Медикум" - Савина Михаила Александровича (представитель по доверенности N5 от 22.02.2019),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС России) поступило заявление ООО "Клиника Мастерская Здоровья" (вх. N31725/18 от 17.12.2018) относительно возможного нарушения антимонопольного законодательства, в частности пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в размещении в системе "Яндекс.Директ" рекламных объявлений с использованием товарного знака по свидетельству N 403280 без разрешения правообладателя.
В ходе рассмотрения заявления ООО "Клиника Мастерская Здоровья" (вх. N31725/18 от 17.12.2018) установлено следующее.
ООО "Клиника Мастерская Здоровья" (далее также - Заявитель) является правообладателем товарного знака по свидетельству N 403280, который представляет собой комбинированное обозначение и включает словесное обозначение "Мастерская здоровья". Товарный знак зарегистрирован для услуг, которые входят в том числе 44 класс Международной классификации товаров и услуг (медицинские услуги). Аналогичную деятельность осуществляет ООО "Медикум" (ИНН 7807380963) (далее также - Ответчик 1). Эти выводы также подтверждаются анализом состояния конкуренции на товарном рынке, который провело Санкт-Петербургское УФАС России.
Из письма ООО "Яндекс" вх. N1350-ЭП/19 от 16.01.2019 установлено, что рекламное объявление с использованием товарного знака по свидетельству N 403280 было размещено в рамках договора с ООО "ОСОБАЯ ДИНАМИКА" (далее также - Ответчик 2).
Данное рекламное объявление содержало ссылку для перехода на сайт bechterev-neurologia.ru.
Согласно лицензиям, размещенным на сайте bechterev-neurologia.ru, а также документам и материалами, представленными ООО "Яндекс" в Санкт-Петербургское УФАС России услуги предоставляются Ответчиком 1.
В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 данного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 цитируемой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В силу пункта 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации ее допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Статьёй 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации,
2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 февраля 2019 года N62/19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Медикум" пункта 1 статьи 14.6 Закона защите конкуренции.
ООО "ОСОБАЯ ДИНАМИКА" Управление привлекло в качестве заинтересованного лица.
На заседании комиссии 15 мая 2019 года представитель Ответчика 2 пояснил что спорная реклама была размещена по заказу Ответчика 1, но работы по ведению рекламной кампании Ответчик 2 осуществлял самостоятельно. В связи с чем Управление привлекло ООО "ОСОБАЯ ДИНАМИКА" в качестве Ответчика.
На заседании комиссии 14 июня 2019 года было установлено, что в действиях ООО "Медикум", выразившихся в размещении в системе "Яндекс.Директ" рекламных объявления с текстом: "Очереди в Мастерской Здоровья? Принимаем без очереди. Неврология для любого случая. Прямо сегодня! bechterev-neurologia.ru", "В Мастерской Здоровья нет записи? У нас есть - не ждите. Неврология для любого случая. Прямо сегодня! bechterev-neurologia.ru", "Не нравится в Мастерской Здоровья? У нас опытные врачи. Неврология для любого случая. Прием сегодня! bechterev-neurologia.ru". содержится нарушение статьи 14.1 Закона о защите конкуренции. Доказательств достоверности размещённой информации ООО "Медикум" не представило.
В соответствии со статьей 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
В этой связи Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выдала ООО "Медикум" предупреждение о прекращении действий, который содержат признаки нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, в соответствие с которым Ответчику 1 необходимо было разместить опровержение на сайте bechterev-neurologia.ru в публичном доступе.
Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Письмом вх. N24493-ЭП/19 Ответчик 1 подтвердил исполнение предупреждения. На заседании комиссии 16 сентября представитель Ответчика 1 и Заявитель также подтвердили информацию об исполнении предупреждения.
С учётом изложенного, на основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют правовые основания для продолжения рассмотрения дела N1-14.6-48/78-01-19 в части нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N1-14.6-48/78-01-19 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Медикум" (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 6, к. 2, лит. Д), ООО "ОСОБАЯ ДИНАМИКА" (197183, Санкт-Петербург, ул. Полевая Сабировская, д. 49, лит. А, пом. 468), рассматриваемых Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России.
Председатель
Члены
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 сентября 2019 г. N 1-14.6-48/78-01-19 (ключевые темы: защита конкуренции - товарный знак - антимонопольный орган - фирменное наименование - гражданский оборот)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019