Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГРОЗА" на действия ОАО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране,
в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении спорного Аукциона.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются положения закупочной документации, не предусматривающие возможность поставки эквивалентного товара.
Данная жалоба посвящена исключительно несоблюдению заказчиком основных принципов закупочной деятельности, то есть связана с несогласием подателя жалобы с проведением закупочной процедуры вразрез с требованиями Закона о закупках.
К числу основных принципов закупочной деятельности названный закон относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В этой связи предметом обжалования в антимонопольном органе, помимо случаев, предусмотренных п. п. 3-6 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, могут являться любые отступления заказчика (организатора торгов) от установленных названным законом принципов закупочной деятельности, то есть, по существу такие действия, которые осуществлены вразрез с целями и положениями Закона о закупках и нарушают права участника. Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.
Соответственно, антимонопольный орган вправе установить в действиях заказчика любые нарушения, связанные с отступлением от упомянутых принципов.
Таки образом, доводы подателя жалобы о нарушении заказчиком принципов Закона о закупках отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а жалоба заявителя подлежит рассмотрению в административном порядке.
Заявитель не согласен с действиями заказчика по отклонению его заявки от участия в закупочной процедуре.
Как следует из материалов дела 05 декабря 2019 года в ЕИС в сфере закупок заказчиком размещено извещение N 31908623263 о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства У27886/ОАЭ-ЦМ/19 на оказание услуг по охране объектов.
Аукцион проводился по 16 лотам, в том числе по лоту N 9 "На право заключения договора оказания услуг по охране объектов Куйбышевской дирекции" с начальной максимальной ценой договора - 56 884 291,20 руб. (пятьдесят шесть миллионов восемьсот восемьдесят четыре тысячи двести девяносто один рубль 20 копеек).
20 января 2020 года был опубликован протокол рассмотрения вторых частей заявок, согласно которому по лоту N 9 заявка участника отклонена и не допущена к участию по следующему основанию:
"На основании пункта 3.7.3.2. документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7.1.3. документации о закупке, а именно: участником подтверждено наличие опыта по фактически оказанным услугам по охране объектов и (или) имущества на сумму 1 769 323,48 рублей без НДС, что составляет менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС по лоту.
Подавая заявку на участие в аукционе по форме приложения к документации о закупке, участник не указал, что на его стороне участвуют несколько лиц, таким образом в соответствии с пунктом 3.2.1. документации о закупке, участник считается подавшим заявку от своего имени и действующим в своих интересах, договоры и акты на иное юридическое лицо, представленные в составе заявки участника , при рассмотрении его заявки не учитываются".
Заявитель не согласен с указанным решением заказника обратился в антимонопольный орган с жалобой.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2. Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 1.7.1.3. Части 1 "Условия проведения аукциона" закупочной документации участник должен иметь опыт по фактически оказанным услугам по охране объектов и (или) имущества, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в приложении N 1.1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по охране объектов и (или) имущества. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц. выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;
- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями);
- акты об оказании услуг;
- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
В соответствии с пунктом З.1.1. Части З "Порядок проведения аукциона" закупочной документации в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника соответствующая информация должна быть указана в заявке на участие в аукционе, подготовленной по Форме заявки участника, представленной в приложении N 1.3 аукционной документации. Если соответствующая информация не указана в заявке, участник считается подавшим заявку от своего имени и действующим в своих интересах.
Наименование участника, а в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника, наименование каждого лица, выступающего на стороне участника указывается в следующих частях Формы заявки участника: в первом абзаце заявки, в таблице "Сведения об участнике":
- п. 4 "Категория субъекта малого и среднего предпринимательства (выбрать один из предложенных вариантов)". При участии нескольких лиц на стороне участника сведения указываются в отношении каждого лица, выступающего на стороне участника.
- п. 5 "Сведения об участнике, а также о лицах, выступающих на стороне участника (указать сведения в отношении каждого лица, выступающего на стороне участника)".
Как указывает заявитель его Заявка N 1, составлена по форме заказчика с учетом положений аукционной документации и подана обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация "ГРОЗА" и обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация "АЛЕКС-ПОВОЛЖЬЕ".
В связи с тем, что заявка оформлена на фирменном бланке организации (данное требование указано в форме) и подписана электронной цифровой подписью подавшего лица в первом абзаце заявки указаны сведения ООО ЧОО "Гроза". При этом в документации закупки не предусмотрена возможность подача заявки отдельно от каждого участника коллективной заявки на бланке организации с электронной цифровой подписью этого лица либо двойного подписания на одном бланке. Вместе с тем в заявке в таблице "Сведения об участнике" имеется следящая информация:
4 |
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства (выбрать один из предложенных вариантов) |
Микропредприятие ООО ЧОО "ГРОЗА ООО ЧОО", "АЛЕКС-ПОВОЛЖЬЕ" указать наименование каждого юридического лица, выступающего на стороне участника, относящегося к данной категории субъекта малого и среднего предпринимательства |
|||
5. |
Сведения об участнике, а тате о лицах, выступающих на стороне участника (указать сведения в отношении каждого лица, выступающего на стороне участника):
|
1. |
Наименование лица: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГРОЗА"
|
||
2. |
Наименование лица: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АЛЕКС-ПОВОЛЖЬЕ" |
То есть сведения, содержащиеся в заявке N 1, подтверждают факт подачи заявки несколькими юридическими лицами. В связи с этим выводы заказчика о том, что в заявке отсутствуют сведения об участие нескольких лиц на стороне одного участника необоснованны.
Наличие опыта оказания услуг подтверждается документами, предоставляемыми в составе заявки: заполненной формой "Сведения об опыте оказания услуг" (приложение N 1.3 аукционной документации), копиями договоров, актов об оказание услуг. При этом согласно сведениям представлено по ООО ЧОО "АЛЕКС-ПОВОЛЖЬЕ" - всего 15 договоров, стоимость которых составляет 13 506 488,34 руб.; по ООО ЧОО "ГРОЗА" - всего 2 договора, стоимость которых составляет 1 769 323,48 руб. Итого: 15 275 811,82, что составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
При этом заказчик рассматривая вторую часть заявки N 1 не воспользовался правом предусмотренным пунктом 3.1.1. Части З "Порядок проведения аукциона" закупочной документации, по запросу до подведения итогов аукциона в письменной форме у участников аукциона информации и документов, необходимых для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1.7.1.1. Части 1 "Условия проведения аукциона" закупочной документации участник должен иметь по лотам NN 1-16 разрешительные документы на право осуществления деятельности по оказанию охранных услуг, предусмотренной техническим заданием аукционной документации. Если участие в закупке принимает несколько лиц на стороне одного участника, разрешительные документы предоставляются на которые в соответствии с договором простого товарищества осуществляют деятельность, право осуществления которой подтверждается разрешительными документами.
С учетом данных требований в составе заявки приложена копия договора о совместной деятельности простого товарищества, который заключен 02.09.2019 между ООО ЧОО "АЛЕКС-ПОВОЛЖЬЕ" и ООО ЧОО "ГРОЗА", что также является подтверждением подачи коллективной заявки от нескольких юридических лиц на стороне одного участника закупки.
Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, действие комиссии по отказу в допуске к участию в электронном аукционе неправомерно, что, в свою очередь, привело к нарушению принципов Закона о закупках. Заказчик формально подошел к рассмотрению данной заявки, без учета всей информации содержащейся во второй части заявки.
Согласно п. 15 ст. 3.2. Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола.
На заседании Комиссии представитель заказчика представил договор, заключенный 31.01.2020. Исходя из сведений, размещенных в единой информационной системе закупок, итоговый протокол, заказчиком размещен 15.01.2020. Соответственно, заказчиком мог быть заключен договор, что свидетельствует о соблюдении им требований п. 15 ст. 3.2. Закона о закупках, в связи с чем предписание не выдается.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГРОЗА" на действия ОАО "РЖД" при проведении закупки обоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.
Заместителя председателя Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 апреля 2020 г. N 077/07/00-2004/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.04.2020