Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хабаровского УФАС России от "31" марта 2020 N165 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения администрацией Комсомольского муниципального района (ул. Краснофлотская, д.32Б, г. Комсомольск-на-Амуре, 681000) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в предоставлении ООО "Жилищно-коммунальный участок N2" по договорам аренды муниципального имущества коммунального назначения (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и в отсутствие оснований, исключающих его проведение,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Комсомольского района материалы в связи с заключением с ООО "ЖилТЭК", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", ООО "Тепловик+", ООО "ЖКУ N2" договоров аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры сельских поселений Комсомольского муниципального района, сообщает следующее.
Постановлением от 23.10.2018 N1218 администрацией Комсомольского муниципального района ООО "ЖКУ N2" предоставлена муниципальная преференция путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, расположенного в с. Селихино.
Сторонами заключен 23.10.2018 договор аренды N4 муниципального имущества.
Указанные договоры аренды заключены без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с муниципальной программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе на 2019-2030 годы", утвержденной постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 14.05.2018 N476, Порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации от 26.01.2015 N43.
Однако федеральным законом от 07.05.2013 N103-ФЗ (вступил в силу 08.05.2013) внесены изменения в федеральные законы от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 41.1 Федерального закона от 07.12.2011N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 указанного закона).
Как следует из части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом к объектам теплоснабжения относятся источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, тепловые сети - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенные для передачи тепловой энергии (статья 2 Закона о теплоснабжении).
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Поскольку дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, год постройки части объектов водоснабжения и водоотведения (за исключением имущества энергоснабжения), переданных по указанным договорам аренды, превышает 5 лет, указанные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения не могут быть переданы в пользование по договорам аренды без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении таких объектов.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам власти, органами местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
В данной связи предоставление администрацией Комсомольского муниципального района ООО "ЖКУ N2" в аренду муниципального имущества теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (за исключением электроснабжения) в соответствии с постановлением администрации от 23.10.2018 N1218 содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности.
В связи с наличием в действиях администрации Комсомольского муниципального района признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче ООО "ЖКУ N2" по указанному договору аренды муниципального имущества коммунального назначения (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), за исключением электроснабжения, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдавалось предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию муниципального имущества из пользования ООО "ЖКУ N2", расторжению договора аренды, отмены постановлений администрации, в срок до 31.05.2019.
Администрация, не согласившись с предупреждением, обратилась в арбитражный суд Хабаровского края. Решением арбитражного суда от 05.08.2019 по делу NА73-9026/2019 предупреждение антимонопольного органа признано законным и обоснованным.
Апелляционная инстанция поддержала позицию антимонопольного органа. Исходя из таких обстоятельств дела, предупреждение подлежит исполнению.
Информации об исполнения предупреждения от администрации Комсомольского муниципального района не поступило.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
определил:
Назначить дело N8-01/101(027/01/15-408/2020) к рассмотрению на "15" час. "15" мин. "02" июня 2020 г., по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика администрацию Комсомольского муниципального района (ул. Краснофлотская, д.32Б, г. Комсомольск-на-Амуре, 681000).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО "Жилищно-коммунальный участок N2" (ул. Торговая, д.1, с. Селихино, 681085).
4. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя прокуратуру Комсомольского района (ул. Красногвардейская, д.34, г. Комсомольск-на-Амуре, 681013).
|
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.03.2020