Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей НИЦ "Курчатовский институт" - <...>,
в отсутствие представителя ООО "Нужные люди", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени заседания по проведению проверки факта уклонения от заключения договора письмом Московского УФАС России от 04.03.2020 N ПО/11324/20;
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "Нужные люди" (далее также - Общество) от заключения договора с
НИЦ "Курчатовский институт" (далее также - Заказчик), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило Обращение НИЦ "Курчатовский институт" о проведении проверки факта уклонения ООО "Нужные люди" от заключения договора на поставку дизельного топлива по результатам аукциона (реестровый N 31908657275) (далее - Аукцион).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, приведенных в Обращении, Комиссия установила следующее.
12.12.2019 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по осуществлению закупок НИЦ "Курчатовский институт" по рассмотрению заявки на участие в электронном аукционе, проводимым с целью определения поставщика и заключения договора на поставку дизельного топлива от 13.01.2020 (размещен в ЕИС 14.01.2020) Аукцион признан несостоявшимся в связи с поступлением в адрес Заказчика одной заявки - ООО "Нужные люди". Договор подлежит заключению с единственным участником ООО "Нужные люди".
Начальная (максимальная) цена договора составила 898 425,00 руб.
В соответствии с пунктом 9.1.6 Аукционной документации Заказчик не позднее 5 (пяти) дней, а в случае проведения преддоговорных переговоров - не позднее 7 (семи) дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, направляет оператору ЭП без подписи Заказчика проект договора, составленный в соответствии с пп. 9.2 Части I документации.
В течение трёх дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта договора победитель аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, размещает в ЕИС проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке, и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Либо в указанный срок в случае наличия разногласий по проекту договора победитель аукциона в электронной форме, размещает протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого участника. В протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации об аукционе и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. (пункт 2.18 Аукционной документации).
Согласно 2.13 Аукционной документации размер обеспечения исполнения договора составляет 10% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в разделе I документации об аукционе в электронной форме.
17.01.2020 Заказчик разместил на ЭТП проект договора для его дальнейшего подписания Обществом.
Между тем ООО "Нужные люди" в срок, отведенный на подписание договора (до 20.01.2020 включительно), не представил в адрес Заказчика подписанный проект договора и документ, подтверждающий обеспечение исполнения договора, а также не направил в адрес Заказчика протокол разногласий к проекту договора.
27.01.2020 ООО "Нужные люди" признано уклонившимся от заключения договора в связи с непредставлением подписанного со своей стороны проекта договора и обеспечения его исполнения в регламентированные сроки.
При проведении настоящей проверки Обществом не представлено каких-либо возражений относительно того, чем обусловлена невозможность подписания проекта договора и представления обеспечения исполнения договора в установленный Аукционной документацией срок.
Также ООО "Нужные люди" в материалы дела не представлено документов, подтверждающих, что им были предприняты какие-либо меры для заключения договора.
Комиссия, оценивая действия ООО "Нужные люди", отмечает следующее.
Реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, ООО "Нужные люди", согласившись на условия проведения Аукциона, подало соответствующую заявку.
При таких обстоятельствах заключение договора является обязанностью ООО "Нужные люди", исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Действия ООО "Нужные люди" по уклонению от заключения договора расцениваются Комиссией как недобросовестное поведение со стороны победителя Аукциона в связи с неисполнением обязательств, взятых на себя Обществом при подаче соответствующей заявки на участие в процедуре.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства России от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что, в случае уклонения победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор, при уклонении победителя закупки от заключения договора, заказчик направляет сведения о таких лицах в ФАС России в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с вышеуказанным участником закупки или со дня истечения срока подписания договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора.
Комиссия пришла в выводу, что ООО "Нужные люди" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, учитывая ненаправление договора и обеспечения его исполнения Заказчику, приходит к выводу, что факт уклонения ООО "Нужные люди" от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать включить сведения об ООО "Нужные люди"
(ИНН: 5031118957, ОГРН: 1155031005975; адрес местонахождения: 142407, Московская обл., г. Ногинск, пр-д 1-ый Кардолентный, д. 3, оф. 1) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2020 г. N 077/07/5-4151/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.03.2020