Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
А.П. В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
Л. М.Ю. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли управления;
Ф. А.С. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли управления;
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭЛПО-Сервис" (ИНН - 3123169637, ОГРН - 1073123028538, адрес регистрации: 308000, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого, 147А. далее ООО "ЭЛПО-Сервис", заявитель) вх. N 2325 от 13.03.2020 на действия заказчика - Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (ИНН 3445008673, 400012, г. Волгоград ул. Новодвинская, 19а, далее - ГАУ ДПО "ВГАПО", заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку ноутбуков в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (извещение N 32008929858 опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)).
при участии в заседании комиссии представителей:
от заказчика: Б. О.И. на основании доверенности N 13 от 14.01.2020
в отсутствие представителей заявителя и иных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО "ЭЛПО-Сервис" вх. N 2325 от 13.03.2020 на действия заказчика - ГАУ ДПО "ВГАПО" при проведении аукциона в электронной форме на поставку ноутбуков в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (извещение N 32008929858 опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)) (далее - аукцион).
Извещение о проведении закупки N 32008929858 размещено 27.02.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru, далее - официальный сайт).
В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба ООО "ЭЛПО-Сервис" соответствует требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 17.03.2020 исх. N 04-10/1637).
Из жалобы следует, что заявителю не удалось подать заявку на участие в аукционе в связи с тем, что заказчик в документации и положении о закупке не предусмотрел возможность представления обеспечения заявки в аукционе путем представления банковской гарантии, в то время как ч. 25 ст. 3.2. Закона о закупках предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке обеспечения заявки в виде банковской гарантии, в связи с чем ГАУ ДПО "ВГАПО" нарушены ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы, представленные заказчиком и заявителем сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупах правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с Законом о закупках). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Комиссией установлено, что приказом комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области от 10.06.2019 N 9н "Об утверждении типовых положений о закупках товаров, работ, услуг и определении перечня учреждений и предприятий Волгоградской области, для которых применение указанных типовых положений является обязательным" ГАУ ДПО "ВГАПО" включена в данный перечень.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ДПО "ВГАПО", утверждено протокол N 45 от 30 декабря 2019 г. на заседании Наблюдательного совета (далее - Положение о закупке ГАУ ДПО "ВГАПО").
Аукцион в электронной форме отнесён к конкурентным способам закупок (п. 2.1.1 Положения о закупках).
Согласно п. 7.12 Положения о закупке ГАУ ДПО "ВГАПО" при проведении конкурентных закупок Заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Федерального закона. Обеспечение заявки на участие в аукционе в электронной форме, конкурсе в электронной форме, запросе котировок в электронной форме и запросе предложений в электронной форме может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке осуществляется участником закупки" была сформирована Документация о проведении закупки.
На основании п. 7.12. Положения в п. 4.2.1 документации об электронном аукционе предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в аукционе в электронной форме может предоставляться участником аукциона в электронной форме только путём внесения денежных средств.
Комиссия приходит к выводу о том, что, предусмотрев в Положении о закупке правило об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках посредством внесения денежных средств, заказчик действовал в пределах, установленных ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках (закрепляющей за заказчиком такое право), при том, что указанной нормой закона прямо предусмотрено, что условия банковской гарантии подлежат включению в извещение и закупочную документацию лишь в случае, если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в приведённой норме ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках указано, что выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке осуществляется участником закупки лишь из числа способов обеспечения, предусмотренных заказчиком в извещении и документации.
Правило о возможности обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке путём внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (за исключением ряда закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) применяется с учётом указанного в ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках требования о том, что выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке осуществляется участником закупки лишь из числа способов, предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации.
Комиссией не установлено несоответствия содержания документации об электронном аукционе требованиям Положения о закупках, а также Закона о закупках.
На заседании комиссии было установлено, что на участие в электронном аукционе подано 6 заявок, несмотря на возможность внесения обеспечения заявки только путем внесения денежных средств на участие в такой закупке, что свидетельствует о конкурентности закупки.
Таким образом, действия Заказчика не нарушают ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
На основании изложенного Комиссия делает вывод о необоснованности довода жалобы о несоответствии документации закупки положениям Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭЛПО-Сервис" (ИНН - 3123169637, ОГРН - 1073123028538, адрес регистрации: 308000, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого, 147А. далее ООО "ЭЛПО-Сервис", заявитель) вх. N 2352 от 13.03.2020 на действия заказчика - Государственного автономного учреждениядополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (ИНН 3445008673, 400012, г. Волгоград ул. Новодвинская, 19а, далее - ГАУ ДПО "ВГАПО", заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 32008929858 опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27 марта 2020 г. N 034/10/18.1-261/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2020