Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "БОР01" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.03.2020 вх. N7719-ЭП/20) ООО "БОР01" на действия закупочной комиссии АО "Адмиралтейские верфи" при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
15 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31908096461 о проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.), включая документацию на проведение запроса предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Положение о закупках), версия 15 от 19.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
21 574 968,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
15.07.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
24.07.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
14.08.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190121, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 203 |
2. В жалобе Заявитель полагает незаконными действия закупочной комиссии по оценке окончательных предложений в части предложенных цен участников согласно опубликованному Организатором торгов Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/7478/20 от 13.03.2020 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Адмиралтейские верфи" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 3.9.8 Документации закупочная комиссия в срок, указанный в пункте 4.1.24, осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок участников процедуры в целях выявления предложений, наилучшим образом удовлетворяющих потребности заказчика в товарах, работах, услугах (отдельно по каждому лоту).
Согласно п. 3.9.12 Документации оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется закупочной комиссией в соответствии с критериями, установленными в пункте 4.1.25, согласно порядку оценки, указанному в пункте 4.1.26.
Пунктом 4.1.25 Документации определены применяемые критерии оценки заявок, а именно:
1. Цена договора (вес критерия 80%);
2. Опыт участника закупки (вес критерия 20%).
В соответствии с п. 4.2.2.1 Документации оценка заявок по критерию "Цена договора" осуществляется по следующей формуле:
Rai = Аmin / Аi * 100
где:
Rai-рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Цена договора", в баллах;
Аmin- минимальное предложение о цене договора из представленных участниками, в рублях;
Аi-предложение о цене договора i-го участника, в рублях.
Пунктом 4.2.2.2 Документации установлено, что цена договора рассчитывается согласно п 3.12.9 настоящей закупочной документации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 устанавливается приоритет товаров российского происхождения, оценка и сопоставление заявок на участие в процедуре, которые содержат предложения о поставке продукции российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критерию "Цена договора" производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на двадцать пять процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в процедуре.
Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие 31 июля 2019 г. NБ/2019- 223/3 к участию в Закупке допущено 3 заявки: ООО "КрилакСпецстрой", ООО "БОР01", а также коллективная заявка ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза".
Организатором торгов по итогам Закупки составлен Протокол заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8.
Согласно представленному Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 закупочная комиссия Организатора торгов присвоила ООО "КрилакСпецстрой", ООО "БОР01" и коллективному участнику ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" по критерию "Цена договора" рейтинг 81,16, 93,38 и 100 баллов соответственно.
При этом ценовое предложение ООО "БОР01" было наименьшим и составляло 18 023 009, 15 (в т.ч. НДС), а цена предложения коллективного участника ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" равнялась 19 800 000, 00 (в т.ч. НДС)
Представители Организатора торгов указали, что приложенном к Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 отчете об оценке отражено, что к коллективному участнику ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" применен приоритет товаров российского происхождения, так как заявка содержала предложение о поставке продукции российского происхождения.
Вместе с тем Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 3.12.8.1 Документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами и являющихся предметом настоящей процедуры (далее - приоритет).
Пунктом 3.12.8.2 Документации определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в процедуре, которые содержат предложения о поставке продукции российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критерию "Цена договора" производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в процедуре.
Согласно п. 4.1.8 Документации предметом Закупки является огнезащитная обработка деревянных и металлических конструкций", работы выполняются согласно техническому заданию N 22-33-19 от 13.03.19г.
Из указанно следует, что поставка товаров как таковая не выступала предметом Закупки, следовательно, закупочная комиссия Организатора торгов не имела оснований в предоставлении участникам Закупки приоритета товаров российского происхождения на основании предложений о поставке продукции российского происхождения.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов необоснованно применен приоритет на основании предложения о поставке товаров российского происхождения к коллективному участнику ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и требований Документации.
Следовательно, процедура оценки заявок согласно Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 осуществлена закупочной комиссии Организатора торгов с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и требований Документации.
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному предоставлению приоритета на основании предложения о поставке товаров российского происхождения и присвоению коллективному участнику ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" 100 баллов по критерию "Цена договора", осуществленному согласно Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 в порядке, не соответствующем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и Документации, нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 10.03.2020 вх. N7719-ЭП/20) ООО "БОР01" на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 10.03.2020 вх. N7719-ЭП/20) ООО "БОР01" на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" (ИНН 7839395419, ОГРН 1089848054339) при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" (ИНН 7839395419, ОГРН 1089848054339) при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное путем неправомерного предоставления приоритета на основании предложения о поставке товаров российского происхождения и присвоения коллективному участнику ООО "ДАККАРА" и ООО "Огнеза" 100 баллов по критерию "Цена договора", осуществленному согласно Протоколу заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 в порядке, не соответствующем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и Документации.
3. Организатору торгов АО "Адмиралтейские верфи" (ИНН 7839395419, ОГРН 1089848054339) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461) путем отмены Протокола заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 и последующих протоколов, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
20 марта 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 20.03.2020 N Т02-220/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "Адмиралтейские верфи" (ИНН 7839395419, ОГРН 1089848054339) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений на огнезащитную обработку деревянных и металлических конструкций, в кол-ве 1 усл.ед. (поз.58, (п. 1226), доп.3, часть 1, плана закупок на 2019 г.) (извещение N 31908096461), путем отмены Протокола заседания закупочной комиссии по оценке окончательных предложений участников от 02.03.2020 NБ/2019- 223/8 и последующих протоколов, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части решения Т02-220/20 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 20 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2020