Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ПАО "Невское ПКБ" (далее - Организатор торгов); от ООО "Алесор Сервисез" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 06.03.2020 N 7471-ЭП/20) ООО "Алесор Сервисез" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Невское ПКБ" (далее - Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (извещение N32008872846), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
12 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008872846 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Невское ПКБ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 26.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
8 200 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
12.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
25.02.2020 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
27.02.2020, 02.03.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
199106, Россия, г. Санкт-Петербург, Галерный проезд, 3 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 32008872846 не был заключен договор.
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявок участников Закупки по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" в отсутствие надлежащего порядка оценки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "Невское ПКБ" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Алесор Сервисез" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/7264/20 от 12.03.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/7264/20 от 12.03.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом по оценке заявок и выбору победителя Закупки N 12-3 от 04.03.2020 к участию в процедуре Закупки было допущено 12 заявок. По результатам оценки и сопоставления заявок по критериям "Цена договора" и "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" Закупочной комиссией было принято решение признать победителем процедуры Закупки участника N 7, а также присвоить 2 (второе) место заявке участника N 4.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 5.1.25 информационной карты Документации установлены критерии оценки заявок участников Закупки:
1) "Цена договора" (весовое значение критерия 80%);
2) "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" (весовое значение критерия 20%).
В соответствии с п. 5.1.27 Информационной карты установлен перечень документов, подтверждающих соответствие оценочным критериям:
1) Ценовое предложение участника.
2) Справка, подтверждающая наличие и объем оказываемых услуг.
Отсутствие в составе заявки на участие требуемых для оценки и сопоставления заявок сведений и подтверждающих их документов не является основанием для отклонения заявки на участие в процедуре закупки, такой заявке по соответствующим критериям оценки будет присвоено 0 баллов.
Пунктом 5.2.3 Документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг".
5.2.3.1 Оценка заявок по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" осуществляется следующим образом:
5.2.3.2 Под "Опытом выполнения аналогичных работ" понимается суммарная стоимость выполненных аналогичных работ, оказания аналогичных услуг выраженная в рублях за последние два полных года, и 2 месяцев текущего, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в процедуре.
5.2.3.3 К расчету принимается суммарная стоимость выполненных аналогичных работ, указанная участником в "Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров" к заявке на участие в процедуре, подтвержденная приложенными к заявке копиями договоров. В случае отсутствия в заявке участника "Справки о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров" с информацией об опыте участника по выполнению аналогичных работ либо отсутствия подтверждающих документов, по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" такой заявке будет присвоено 0 баллов. В случае если в заявке участника будут приложены подтверждающие документы на часть объема, указанного в "Справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров", расчет будет производиться исходя из документально подтвержденного объема.
Представители Организатора торгов пояснили, что в п. 5.2.3 Документации была допущена техническая ошибка, вследствие которой в указанном пункте Документации отсутствовала формула расчета баллов по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг".
Комиссией СПб УФАС России установлено, что пунктом 5.2.3 Документации не предусмотрена формула расчета баллов по критерию оценки "Наличие опыта выполнения клининговых услуг", что не позволяет объективно определить порядок расчета баллов с учетом предложений участников Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что процедура оценки и сопоставления заявок участников Закупки осуществлена Закупочной комиссией в отсутствие надлежащего порядка оценки заявок по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг".
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерной оценке и сопоставлению заявок участников Закупки в отсутствие надлежащего порядка оценки по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. от 06.03.2020 N 7471-ЭП/20) ООО "Алесор Сервисез" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Невское ПКБ" (ИНН: 7801074335, ОГРН: 1027800530482) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (извещение N32008872846) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Невское ПКБ" (ИНН: 7801074335, ОГРН: 1027800530482) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерной оценки и сопоставления заявок участников Закупки в отсутствие надлежащего порядка оценки по критерию "Наличие опыта выполнения клининговых услуг".
3) Выдать Организатору торгов ПАО "Невское ПКБ" (ИНН: 7801074335, ОГРН: 1027800530482) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (извещение N32008872846), путем отмены протокола по оценке заявок и выбору победителя Закупки N 12-3 от 04.03.2020, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета критерия оценки "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
19 марта 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 19.03.2020 N Т02-209/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Невское ПКБ" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (извещение N32008872846, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО "Невское ПКБ" (ИНН: 7801074335, ОГРН: 1027800530482) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на клининговые услуги (извещение N32008872846), путем отмены протокола по оценке заявок и выбору победителя Закупки N 12-3 от 04.03.2020, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета критерия оценки "Наличие опыта выполнения клининговых услуг" и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 22 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.03.2020