Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай "_", рассмотрев протокол об административном правонарушении от 04.02.2020 г. N004/04/7.32.3-43/2020 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора Муниципального автономного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район",
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2) в присутствии защитника "_" по доверенности от 29.01.2020 г. "_".
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определение о времени и месте рассмотрения дела N 004/04/7.32.3-43/2020 от 04.02.2020 г. получено защитником "_" по доверенности от 29.01.2020 г. Орловой Е.В. 04.02.2020 г. лично. Почтовое отправление получено "_" 12.02.2020 (заказное письмо N80081545808579).
По итогам внеплановой камеральной проверки УФАС по Республике Алтай в действиях Муниципального автономного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район" при осуществлении закупки у единственного подрядчика на право заключения договора на строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай (извещение N31908666907) установило нарушения ч. 4, ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (акт проверки N 68 от 30.12.2019 г.).
Должностным лицом УФАС по РА в ходе рассмотрения административного дела установлено следующее.
16.12.2019 г. заказчиком МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение N31908666907 о проведении закупки у единственного подрядчика на право заключения договора на строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай.
Данная закупка проведена в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
17.12.2019 г. в ЕИС в сфере закупок размещена информация о заключении 16.12.2019 г. контракта (договора) на выполнение работ по строительству детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай. Данный контракт заключен между МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" и ООО "Жемчужины Алтая" на сумму 97 166 820,00 руб.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 данного Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения данного Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Таким образом, автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
30.01.2020 г. в УФАС по РА от МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" поступило (вх. 363) постановление Администрации МО "Майминский район" от 13.12.2019 г. N 171 "О предоставлении субсидии в отношении объекта капитального строительства "Строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай", согласно которому субсидию в отношении объекта капитального строительства "Строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай" предоставили МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район", в размере 97 854 150,00 рублей.
Согласно п. 5 закупочной документации (приложение N 1 к извещению N31908666907) и п. 3.4 контракта от 16.12.2019 г. (реестровый номер 50411141992190000030000) финансирование строительства объекта осуществляется за счет средств бюджета МО "Майминский район". Из п. 1.4 данного контракта следует, что право собственности на объект после завершения строительства и ввода его в эксплуатацию возникает у МО "Майминский район".
Следовательно, МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" обязано было осуществить закупку на строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 данного Кодекса.
В соответствии с распоряжением Администрации МО "Майминский район" N 189-к от 24.06.2019 г. "_" назначен директором Муниципального автономного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район".
15.12.2019 г. заказчиком Муниципальным автономным учреждением "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район" внесены изменения в План закупок N 2190388856 (закупки по Закону о закупках N 223-ФЗ), в части включения закупки на выполнение работ по строительству детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма Майминского района Республики Алтай. План закупок N 2190388856 подписан ЭП директора учреждения "_".
Извещение о закупке N 31908666907, закупочная документация (проект договора, смета) на выполнение работ по строительству детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма Майминского района Республики Алтай, 16.12.2019 г. размещенные МАУ "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район" в ЕИС в сфере закупок, подписаны ЭП директора учреждения "_".
Данные действия должностного лица заказчика, директора МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" "_." образуют состав нарушения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, который объективно подтверждается материалами дела.
Согласно письменным пояснениям "_." от 28.01.2020 г. (вх. N 363 от 30.01.2020 г.) заключение договора заказчиком с единственным подрядчиком ООО "Жемчужины Алтая" на строительство детского сада осуществлено на основании положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд учреждения, утвержденного наблюдательным советом указанного учреждения, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с учетом необходимости оперативного создания строительных мест в условиях ограниченных сроков.
Согласно возражениям на протокол, представленным представителем по доверенности Орловой Е.В. от 04.02.2020 г. (вх. N427), субсидии предоставлены муниципальному автономному учреждению на основании соглашения о предоставлении из бюджета МО "Майминский район" субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с частями 1,2 и 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ. НП "Демография" предусмотрен срок освоения денежных средств (ввод в эксплуатацию) - до декабря 2020 года. Срок проектирования объекта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы определен 15.06.2019 г. Средний срок строительства детского сада: 10 - 11 месяцев. Фактическая дата исполнения договора подряда на проектирование объекта, с учетом положительного заключения государственной экспертизы - 12.12.2019 г. В результате чего на проведение конкурентных процедур времени не оставалось. В следствие чего учреждением был заключен контракт с единственным подрядчиком.
Данные пояснения должностным лицом УФАС по РА приняты во внимание, однако, они не исключают наличие состава вменяемого правонарушения в действиях директора МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" "_".
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение при осуществлении закупки у единственного подрядчика на право заключения договора на строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай в рамках Закона о закупках, однако, по неаргументированным причинам допустило их нарушение.
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, директора МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" "_" содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Заключение договора подряда с единственным подрядчиком в соответствии с Законом о закупках повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Соблюдение требований Закона о контрактной системе и Закона о закупках является обязательным для автономных учреждений, которым предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, и непроведение в данном случае торгов (аукциона) является недопустимым, приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и к ограничению конкуренции, в связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения директора МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район" "_" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 2.4; 7.32.3; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1) Признать в действиях должностного лица заказчика, директора Муниципального автономного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район" "_" состав нарушения части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно в нарушение ч. 4, ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе, п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках заказчиком МАУ "Отдел капитального строительства МО "Майминский район неправомерно осуществлена закупка у единственного подрядчика на право заключения договора на строительство детского сада на 125 мест по ул. Алтайская, с. Майма, Майминского района, Республики Алтай в рамках Закона о закупках.
2) Назначить должностному лицу заказчика, директору Муниципального автономного учреждения "Отдел капитального строительства муниципального образования "Майминский район" "_" административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", приказу ФАС России от 19.08.2019 г. N 1109А/19 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84701000,
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай),
банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск,
р/с 40101810500000010000,
Код платежа 161 116 01071 01 9000 140, БИК 048405001, л/с 04771212170.
Вид платежа: "Административные штрафы, установленные Главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы)".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Майминский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.02.2020