по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
13 марта 2020 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального автономного учреждения "Трубичинский сельский Дом культуры" (173501, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Трубичино, д. 2 Б; далее - МАУ "Трубичинский СДК") - директора <__.>, <__.>, <__.>;
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СБ" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326; далее - ООО "СБ") - <__.>,
рассмотрев жалобу ООО "СБ" на действия заказчика - МАУ "Трубичинский СДК" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт здания Трубичинского СДК, извещение N 32008938997 о проведении которого в редакции N 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 02.03.2020,
УСТАНОВИЛА:
04.03.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СБ" на действия заказчика - МАУ "Трубичинский СДК" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт здания Трубичинского СДК, извещение N 32008938997 о проведении которого в редакции N 2 было размещено на официальном сайте 02.03.2020 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МАУ "Трубичинский СДК" было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению ООО "СБ", положения Документации о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее - Документация) препятствуют подаче заявок на участие в рассматриваемой закупке, поскольку содержат избыточные, завышенные требования к описанию участниками закупки конкретных показателей товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также намеренно вводят их в заблуждение.
Так, приложение N 5 "Требования к товарам (материалам), предлагаемым к использованию при выполнении работ" к разделу 3 "Техническое задание" к Документации (далее - Приложение N 5; ТЗ) содержит требования к 36 товарам, к одному товару необходимо указать в среднем до 10 показателей его характеристик.
ООО "СБ" считает, что требования к товарам в данном случае установлены заказчиком не в соответствии с его действительной потребностью, а с целью усложнить подготовку заявок и создать основания для их отклонения.
В данном случае заказчик имел право и мог не детализировать показатели каждого товара.
Также ООО "СБ" полагает, что заказчиком в Приложении N 5 установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров.
Вместе с тем, положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявок.
В связи с этим, требования заказчика о подробном описании в представляемом в составе заявки участником закупки предложении о конкретных показателях товаров показателей данных товаров и их значений, показателей технологии производства таких товаров имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, имеющаяся в Документации инструкция по заполнению заявки (далее - Инструкция) содержит большое количество разнообразных условий и правил относительно указания в заявке значений показателей товаров, установленных Приложением N 5.
На основании изложенного, податель Жалобы считает вышеуказанные действия заказчика по описанию требований к товарам и установлению положений Инструкции противоречащими предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предусмотренным пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках правилам описания предмета закупки, в связи с чем просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО "СБ" поддержал ее доводы в полном объеме.
Согласно представленным МАУ "Трубичинский СДК" возражениям на Жалобу (вх. N 1700 от 12.03.2020 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.
Содержащиеся в Приложении N 5 требования к товарам установлены заказчиком в строгом соответствии с национальной системой стандартизации.
Исходя из положений Инструкции, какие-либо дополнительные расчеты, вычисления, испытания при заполнении заявки и указании в ней значений показателей товаров участникам закупки проводить не требуется.
Иными словами, заказчиком установлены требования к значениям показателей товаров, которые известны участникам из соответствующих национальных стандартов до приобретения самого товара или его изготовления.
Предусмотренные Инструкцией словосочетания (менее, до, более, от, не более, не менее и пр.) также предусмотрены в национальных стандартах, в связи с чем правомерно используются заказчиком в Приложении N 5 при описании требований к значениям показателей товаров.
Все содержащиеся в Приложении N 5 товары и требования к их значениям являются необходимыми для выполнения качественного капитального ремонта.
Кроме того, их включение в Приложение N 5 обусловлено тем, что в сметном расчете подробное описание товаров отсутствует.
Использование заказчиком наименований товаров с товарными знаками в Приложении N 5 сопровождается словами "или эквивалент".
Помимо изложенного, запросов о даче разъяснений положений Документации в части порядка заполнения заявки от ООО "СБ" не поступало, в связи с чем какие-либо затруднения и неопределенности при составлении заявки в части представления значений показателей товаров у подателя Жалобы, по мнению заказчика, отсутствовали.
Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали вышеуказанные возражения в полном объеме и дополнительно указали, что считают Документацию понятной для восприятия, а требования к товарам и положения Инструкции - не вызывающими вопросов.
Также представители заказчика сообщили, что на участие в рассматриваемой закупке поступило 5 заявок (по состоянию на сегодняшний день заявки не рассмотрены, срок рассмотрения - до 16.03.2020).
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по закупкам, совершенных ими при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУ "Трубичинский СДК" (утверждено протоколом N 2 от 28.01.2020 Наблюдательного совета МАУ "Трубичинский СДК"; далее - Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является запрос предложений в электронной форме.
Главой 10 Положения заказчика предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.
Таким образом, МАУ "Трубичинский СДК" при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Документация и извещение о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее - Извещение) утверждены председателем Комиссии по осуществлению закупок МАУ "Трубичинский СДК" <__.> 02.03.2020.
Согласно пункту 7 Извещения предметом настоящей закупки является капитальный ремонт здания МАУ "Трубичинский СДК".
В соответствии с пунктами 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 5.2 раздела 5 главы 10, подпунктами 1-3 пункта 2.1 раздела 2 главы 6 Положения также предусмотрено включение указанной информации в документацию о проведении запроса предложений в электронной форме.
Согласно пункту 8 Извещения виды, объемы выполняемых работ, краткое описание предмета закупки заказчиком приведено в ТЗ.
Одним из приложений к ТЗ является вышеупомянутое Приложение N 5, содержащее установленные заказчиком и соответствующие его потребностям требования к товарам (материалам), предлагаемым к использованию при выполнении работ, входящих в предмет рассматриваемой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в рассматриваемой закупке, перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки в составе заявки, заказчиком приведены в пункте 28 Документации.
Исходя из положений подпункта 2.14 пункта 28 Документации, участникам запроса предложений в электронной форме в составе заявки на участие в настоящей закупке надлежит представить свое предложение о конкретных показателях товаров, предлагаемых ими к использованию при выполнении работ в соответствии с Приложением N 5.
Инструкция, положениями которой необходимо руководствоваться участникам рассматриваемой закупки при заполнении заявок, также приведена заказчиком в подпункте 2.14 пункта 28 Документации.
Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при описании в документации о закупке объекта закупки, установлении требований к содержанию и составу заявок и инструкции по их заполнению.
Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.
Согласно положениям пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Изучив доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Приложение N 5 содержит требования к 36 товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, в отношении каждого товара заказчиком предусмотрены определенные показатели и требования к значениям таких показателей.
По мнению подателя Жалобы, такое описание предмета закупки препятствуют подаче заявок на участие в рассматриваемой закупке, поскольку является избыточным, завышенным, вводящим в заблуждение и не основанным на действительных потребностях заказчика.
Вместе с тем, указанные требования к товарам установлены заказчиком в Приложении N 5 в виде таблицы, содержащей 2 столбца:
- порядковый номер товара;
- наименование товара и требования к его характеристикам (функциональным (потребительским свойствам), техническим, качественным, эксплуатационным).
При этом, содержащееся в таблице описание товаров приведено заказчиком отдельно друг от друга (отдельно по каждому товару), а установленные требования к значениям показателей внутри описания одного товара разбиты на отдельные строки, содержащие наименование характеристики товара и требования к ее значениям.
Например, в отношении товара "Вытяжная заклепка А2/А2 4х10 RAL" по пункту 1 Приложения N 5 заказчиком установлены следующие показатели и требования к их значениям:
- должна соответствовать ГОСТ Р ИСО 15980-2017;
- нагрузка на срез не менее 1700 Н и т.д.
Или, в отношении товара "Дюбель фасадный" по пункту 3 Приложения N 5 заказчиком установлены следующие показатели и требования к их значениям:
- должен соответствовать ГОСТ Р 56707-2015;
- должен быть тарельчатого типа;
- конструкция разъемная или цельная и т.д.
Кроме того, разделом 4 Документации является Проект договора.
Согласно пункту 1.3 Проекта договора объем и стоимость работ определяются в соответствии с Документацией, сметной документацией (Приложение N 1 к договору), описанием материалов, предлагаемых к использованию при выполнении работ (функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные (при необходимости)) (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно Приложению N 2 к Проекту договора такое описание составляется с учетом предложения подрядчика.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Проекта договора в обязанности подрядчика при выполнении работ входит использование товаров, содержащихся в Приложении N 2 к Проекту договора.
Согласно пункту 2.14 Документации участник закупки, предоставивший описание конкретных показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, не соответствующее требованиям, установленным ТЗ (Приложением N 5), не допускается к участию в оценке и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.
Следовательно, представленное участником закупки, признанным ее победителем либо единственным участником (в случае, если запрос предложений в электронной форме не состоится по причине соответствия требованиям Документации единственной заявки), в составе заявки на участие в запросе предложений в электронной форме заполненное в соответствии с Приложением N 5 предложение о конкретных показателях товаров, предложенных им к использованию при выполнении работ, будет являться не только документом, исходя из рассмотрения которого комиссией по закупкам заказчика принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки участника закупки и, как следствие, его допуске или не допуске к участию в оценке и сопоставлении заявок, но и документом, являющимся непосредственным приложением к заключенному по итогам рассматриваемой закупки договору, предусматривающим характеристики товаров, подлежащих обязательному использованию подрядчиком при выполнении работ.
Иными словами, использованный в данном случае заказчиком способ изложения в Документации (Приложении N 5) требований к товарам позволяет удовлетворить существующие потребности заказчика в квалифицированном выполнении работ с использованием качественных товаров.
Таким образом, использованное заказчиком в Приложении N 5 описание требований к значениям показателей товаров исходя из структуры его изложения является прозрачным, доступным для уяснения участниками рассматриваемой закупки при подготовке представляемого в составе заявки предложения о конкретных показателях товаров, а также не является избыточным и завышенным, поскольку соответствует действительным потребностям заказчика в выполнении качественных работ по капитальному ремонту здания МАУ "Трубичинский СДК".
2. Доказательств того, что Инструкция сложна для уяснения участниками рассматриваемой закупки при подготовке представляемого в составе заявки предложения о конкретных показателях товаров ООО "СБ" в Жалобе не приведено.
Напротив, Инструкция устанавливает конкретный порядок указания участниками закупки в составе заявки значений показателей товаров, предлагаемых ими к использованию при выполнении работ, и не содержит противоречащих друг другу условий, препятствующих такому указанию.
3. По мнению подателя Жалобы, заказчиком в Приложении N 5 установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров.
Действительно, Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Однако значения каких именно из установленных заказчиком показателей товаров в Приложении N 5 становятся известными по результатам проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров ООО "СБ" в Жалобе не приведено.
Вместе с тем, установление данных обстоятельств имеет первостепенное значение для рассмотрения Жалобы и принятия решения по ее существу.
Также необходимо отметить, что согласно протоколу N U4485832-7876045-1 от 12.03.2020 открытия доступа к заявкам, на участие в настоящем запросе предложений в электронной форме поступили заявки 5 участников.
Следовательно, доказательств того, что использованное заказчиком в Приложении N 5 описание требований к значениям показателей товаров, а также положения установленной в Документации Инструкции, привели к несоблюдению при осуществлении рассматриваемой закупки предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также к нарушению предусмотренных пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках правил описания предмета закупки, при рассмотрении Жалобы не установлено.
На основании всего вышеизложенного, основания для признания Жалобы обоснованной в данном случае у Комиссии отсутствуют.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СБ" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326) на действия заказчика - Муниципального автономного учреждения "Трубичинский сельский Дом культуры" (173501, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Трубичино, д. 2 Б) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт здания Трубичинского СДК, извещение N 32008938997 о проведении которого в редакции N 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 02.03.2020, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.03.2020