Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителей:
от ООО "ТОРТО": "...";
от МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА": "...";
рассмотрев жалобу ООО "ТОРТО" (далее - Заявитель) на действия
МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию питания (закупка и доставка продуктов питания) (реестровый N 31908542787) (далее - Конкурс);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Конкурсной документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия отмечает, что при осуществлении конкурентных процедур заказчики должны руководствоваться принципами, поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусматривает установление в документации о конкурентной закупке требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Информационной карты участнику в составе заявки необходимо представить, в том числе согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с условиями, установленными конкурсной документацией, а также предложение участника конкурса о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения договора.
Также участник закупки предоставляет в составе заявки предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки в соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию, по форме I.4.2.2 Форма 1 "Качество товаров (работ, услуг), предложение об объекте закупки", представленной в Разделе I.4 настоящей конкурсной документации.
Такие предложения должны содержать конкретные показатели товара, в соответствии с инструкцией по заполнению, предоставленной в Приложении N1 к Техническому заданию.
Из доводов жалобы следует, что поскольку положения Конкурсной документации предусматривают возможность выразить согласие на поставку товара в соответствии требованиями Конкурсной документации, требование о предоставление качественных и функциональных характеристик является избыточным, учитывая, при этом, что некоторые показатели товара могут быть известны исключительно при испытании определенной партии товара.
Установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к поставляемому товару.
На заседании Комиссии представителем Заказчика было указано, что требования к товарам были сформулированы в строгом соответствии с положениями государственных стандартов.
Комиссия отмечает, в силу того, что Заказчиком в Конкурсной документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то Заказчику нет необходимости предъявлять к участникам закупки требование о необходимости заполнения участниками Формы 1, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена, в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на поставку товара, соответствующего требованиям Приложения N 1 Технического задания.
Более того, Заказчиком в Конкурсной документации требования к товарам в большинстве случаев установлены безальтернативным способом предоставления значения, например по товару: "Мука пшеничная хлебопекарная" установлены следующие требования: "Мука пшеничная должна вырабатываться из мягкой пшеницы или с добавлением к ней до двадцати процентов твердой пшеницы (дурум), мука должна быть предназначена для производства хлеба, хлебобулочных, мучных кондитерских и кулинарных изделий, по категории качества мука в зависимости от белизны или массовой доли золы должна быть не ниже высшего сорта, к поставке может предлагаться продукция более высокой категории качества. Вкус, свойственный пшеничной муке, без посторонних привкусов, не кислый, не горький. Запах, свойственный пшеничной муке, без посторонних запахов, не затхлый, не плесневый. Отсутствие минеральных примесей. Зараженность и загрязненность вредителями не допускается".
Дополнительно Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Соответственно, выражение согласия участником закупки на поставку товара в соответствии с характеристиками, установленными Заказчиком в документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности, а равно является достаточным для принятия участия в процедуре.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела представителем Заказчика не представлено, а Комиссией не установлено.
В свою очередь, указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в приложении к Техническому заданию, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация Заказчика не отвечает принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3, а также в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованность доводов жалобы в рассматриваемой части.
В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной процедуре должен быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Заказчиком по показателю: "Требования к исполнению услуг (НЦБ2i)" установлен следующий порядок оценки заявок участников:
Значимость показателя 10%. Коэффициент значимости (КЗ2) = 0,1
Показатель "Требования к исполнению услуг" определяется согласно представленному Претендентом предложению, в отношении соответствия качества выполняемых услуг, запрашиваемому Заказчиком по Форме 3 "Требования к исполнению услуг поставки" Приложения N 3 к настоящей документации. Представление в форме "Требования к исполнению услуг" соответствующих сведений будет являться описанием технологии исполнения услуг необходимым и достаточным при оценке и сопоставлении заявок.
Непредставление Претендентом, соответствующих сведений в форме "Требования к исполнению услуг" трактуется, как отсутствие предложения Претендента по показателю "Требования к исполнению услуг" и оценивается в 0 баллов.
По каждой заявке членами Закупочной комиссии оценивается предложение участника закупки на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Закупочная комиссия выставляет оценку в соответствии с представленным участником закупки предложением по показателям шкалы оценки показателя "Требования к исполнению услуг", в соответствии с требованиями технического задания.
Требования к исполнению услуг определяются Заказчиком по 4 (четырем) параметрам:
1. Суточная норма хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочнокислых изделий, колбасных изделий, сыра поставляется ежедневно;
2. Поставка продуктов должна осуществляться до 16 часов;
3. При обнаружении явного брака или несоответствия товара заказу, замена осуществляется в течение 20 минут;
4. Разгрузка продуктов осуществляется до склада силами поставщика.
Оценке подлежит возможность исполнения Поставщиком каждого требуемого параметра по Форме 3 "Требования к исполнению услуг поставки" Приложения N 3 к настоящей документации.
Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:
1. Предложение не представлено - 0 баллов;
2. Предложение представлено, содержит в себе сведения, соответствующие требованиям заказчика по всем параметрам - 100 баллов.
Из доводов жалобы следует, что Заказчиком в критерии оценки установлено неисполнимое требование о замене ненадлежащего товара в течение 20 минут после обнаружения брака или несоответствия такого товара.
Так, представитель Заявителя указал, что учитывая, местонахождение Заказчика (город Троицк), а также принимая во внимание тот факт, что поставка товара осуществляется исключительно по заявкам Заказчика, в которых предусмотрено количество и ассортимент поставляемого товара, осуществить замену надлежащего товара в течение 20 минут не представляется возможным.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что обжалуемое требование не является основанием для отклонения заявки участника, так как представляет собой критерий оценки заявки, а равно не влечет за собой ограничение конкуренции.
Комиссия отмечает, что используемые заказчиками критерии оценки и сопоставления заявок должны быть объективными, исчисляемыми, измеряемыми и администрируемыми, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой закупки, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой закупки и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения заказчиков при оценке поданных заявок.
Между тем, Заказчиком по спорному показателю предусмотрено, что баллы начисляются исключительно при соблюдении одновременно нескольких условий, которые на момент подачи и оценки заявки не представляется возможным администрировать, поскольку такие условия относятся непосредственно к исполнению обязательств по договору.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.
На основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
Более того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 30.01.2020 от дальнейшего участия в процедуре было отклонено 3 заявки из 4 в связи с отсутствием у участников опыта поставки.
Вместе с тем наличие у участников закупки опыта поставки не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Конкурсе.
В связи с чем отклонение заявок по таким основаниям недопустимо.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОРТО" (ОГРН 1117746996454 ИНН 7710902976) на действия МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА" (ОГРН 1025006036263 ИНН 5046051913) при проведении Конкурса обоснованной.
2. Установить в действиях МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА" нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4, 9,13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Заместитель председателя Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
"..."
1. ООО "ТОРТО"
123007, Москва город, улица Магистральная 5-я, дом 20, этаж 1, помещение I, корпус 3, офис А3В
2. МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА"
142190, Москва город, город Троицк, улица Школьная, дом 10а
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-1681/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.02.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.02.2020 по делу N 077/07/00-1681/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
"..." (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию питания (закупка и доставка продуктов питания) (реестровый N 31908542787) (далее - Конкурс):
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Конкурса.
2. Заказчику вернуть участникам конкурентной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 03.02.2020 по делу N 077/07/00-1681/2020.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в конкурентной процедуре таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Конкурсе с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
5 Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.
7. Заказчику продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке, Конкурсной документации.
8. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 20.04.2020.
9. Заказчику об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.04.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Заместитель председателя Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 марта 2020 г. N 077/07/00-1681/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2020